Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Дезактивация, дегазация и дезинфекция дорожных и аэродромных покрытий

Дезактивация, дегазация и дезинфекция дорожных и аэродромных покрытий



Дезактивация, дегазация и дезинфекция капитальных покрытий дорог, площадок и аэродромов помимо газо-капельного способа с помощью тепловых машин производится соответствующими дегазирующими, дезактивирующими и дезинфицирующими составами и веществами. В зависимости от агрегатного состояния радиоактивных веществ (жидкие или пылевидные) и глубины проникновения в поры покрытия они смываются водой, паром и специальными дезактивирующими составами, а также сметаются щетками или удаляются мощными пылесосами. Дезактивация покрытий смыванием облегчается при использовании химических веществ, переводящих твердые частицы радиоактивных веществ в жидкие (так называемый флотационный метод дезактивации). В сухую погоду и при наличии пылевидных радиоактивных веществ дезактивация покрытий производится сметанием, а на участках с более высокими уровнями радиации — повторным сметанием или обработкой мощными пылесосами. В сырую погоду и при наличии жидких радиоактивных веществ дезактивация выполняется смыванием, а на участках с более высокими уровнями радиации — повторным смыванием или обработкой пескоструйными аппаратами.
Для дегазации покрытий могут применяться хлорная известь или другие сухие дегазирующие материалы. Сначала зараженную поверхность с помощью автомобильного пескоразбрасывателя покрывают равномерным слоем дегазирующего материала из расчета 1 кг на 1 м2 площади при дегазации жидких ОВ и 1—1,5 кг на ) м2 при дегазации вязких стойких ОВ. После этого дегазирующий материал с помощью поливо-моечных машин смачивается водой из расчета 0,5 л на 1 м2, а в жаркую погоду 0,75—1 л на 1 м2. Для ускорения дегазации дегазирующий материал перетирают (перемешивают) на обрабатываемой поверхности с помощью подметально-уборочных машин или прицепных автомобильных щеток. Через 10—15 мин после этого обработанную поверхность обмывают из поливо-моечных машин сильной струей воды до удаления дегазатора. При плотности рассева дегазирующего материала 1 кг/м2 на обмыв расходуется 3—4 л воды, а при плотности 2 кг/м2 — до 6—8 л.
Диалогично можно производить и дезинфекцию покрытий.
Дезактивация, дегазация и дезинфекция дорожных и аэродромных покрытий

Технологическая схема дегазации и дезинфекции грунтовой части и покрытия летного поля аэродрома или дороги приведена на рис. IV.4. Рассев хлоркой извести или других сухих материалов производится только при положительной температуре воздуха и при скорости ветра не более 5—7 м/с. При значительном ветре рассеву сухих материалов должно предшествовать смачивание зараженной поверхности водой. В дождливую и сырую погоду смачивания не требуется, и дегазирующий материал перетирают тотчас после рассева. Небольшие участки покрытий и специальных аэродромных сооружений могут дегазироваться и дезинфицироваться также специальными дегазирующими растворами № 1 и 2.
Дезактивация, дегазация и дезинфекция разрушенных покрытий сильно затрудняется из-за наличия воронок, разрушенных коллекторов, различных заграждений, а также слоя рыхлого грунта, камней и кусков покрытия, выброшенных взрывами снарядов и авиабомб.
При производстве работ необходимо учитывать качество грунтов и уклоны летного поля. На хорошо фильтрующих песчаных, гравелистых и супесчаных грунтах зараженную воду и специальные растворы отводят непосредственно в воронки. При этом для облегчения стока образовавшиеся вокруг воронок валы из грунта целесообразно предварительно сдвигать в воронки бульдозерами. В связных грунтах валы из выброшенного грунта должны сохраняться во избежание попадания в воронки зараженной воды. Если коллекторы разрушены и отвод воды по ним невозможен, дождеприемники необходимо закрывать досками, щели заливать битумом или засыпать водонепроницаемым уплотненным грунтом, а для отвода воды по сторонам покрытий устраивать временные водоотводные канавы. Для отвода зараженных вод нужно специально оборудовать в пониженных участках местности временные водоотстойники. Сброс зараженных вод в местные водоемы запрещается.
Эффективность дезактивации, дегазации и дезинфекции покрытий дорог и аэродромов зависит от их исправности, шероховатости поверхности и качества швов между бетонными плитами. Поэтому для обеспечения быстрого обезвреживания необходимо уделять особое внимание содержанию покрытий в исправном состоянии. При строительстве капитальных покрытий и в процессе их эксплуатации целесообразно обрабатывать их защитными составами, например лаком «этиноль» или битумом.
Сложность дезактивации, дегазации и дезинфекции покрытий дорог, площадок и полевых аэродромов зависит от их конструктивных особенностей. Наиболее затруднительны эти работы на упрощенных покрытиях из местных камневидных материалов — грунтощебеночных и грунтогравийных. Смывание и сметание с них зараженных веществ малоэффективно из-за шероховатой поверхности, а при срезании зараженного слоя может быть разрушено само покрытие. В этих случаях наиболее рациональна засыпка покрытий гравием слоем толщиной 8—10 см с тщательным уплотнением и обработкой его вяжущими материалами. Учитывая большую трудоемкость работ, дезактивацию и дегазацию таким способом следует начинать в местах первой необходимости — на дорогах (при отсутствии объезда), на взлетно-посадочных полосах минимальных размеров, стоянках, стартовых площадках.
Значительно легче производить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию упрощенных покрытий с ровной поверхностью: грунтоцементных, черных, гребеночных, гравийных, из битуминизированных тканей и т. п. Их можно обрабатывать теми же способами, что и бетонные покрытия.
При дезактивации, дегазации и дезинфекции металлических сборно-разборных покрытий необходимо учитывать наличие конструктивных и монтажных отверстий, через которые при смывании и сметании зараженные вещества проникают в основание. Поэтому сначала обезвреживают всю поверхность покрытия смыванием или сметанием зараженных веществ, а затем его разбирают на отдельные элементы или звенья и обрабатывают их. Одновременно производятся дезактивация, дегазация и дезинфекция основания путем перепахивания или срезания слоя грунта или засыпкой подвезенным со стороны незараженным грунтом с последующим уплотнением.
Можно значительно ускорить обработку основания сборно-разборного покрытия из металлических плит, свертывая его в рулоны на отдельных участках ВПП, РД или МС. Свертывать ВПП в рулоны можно на участках длиной до 20—30 м с помощью автомобилей или тракторов. После того как покрытие будет свернуто в рулоны на нескольких участках, оно дополнительно может быть обработано смыванием или опрыскиванием дегазационным раствором. Поливо-моечные или автодегазационные машины при этом проходят вдоль свернутых рулонов. Открывшееся основание обезвреживается темп же способами, что и грунтовые покрытия.
Для очистки и дезактивации покрытий от пылевидных радиоактивных веществ применяются специальные вакуумные машины, действующие по принципу всасывания или сдувания.
Для дезактивации покрытий приспосабливают пневмоуборочные машины различных типов, например применяемые на торфоразработках. Для этого основные агрегаты машин переставляются с гусеничной тележки на автомобиль. При дезактивации покрытии машинами, действующими по принципу пылесосов, особое внимание необходимо обращать на надежную защиту операторов ввиду большой концентрации радиоактивной пыли, собираемой машиной. Защита обеспечивается созданием толстых стальных или бетонных оболочек вокруг резервуара, предназначенного для сбора пыли,, и устройством защитных экранов позади кабины водителя.
Дезинфекция огнестойких упрощенных и металлических сборно-разборных покрытий, а также бетонных покрытий и наиболее ответственных грунтовых участков дорог, площадок и аэродромов осуществляется термическим способом с помощью тепловых машин. Поверхность обрабатывается продольными проходами машин с некоторым перекрытием предыдущих ходов, с тем чтобы не осталось необезвреженных участков. Во избежание чрезмерного разогрева покрытия нельзя допускать остановки машины с работающим на больших оборотах реактивным двигателем. По этой же причине запуск и опробование реактивного двигателя необходимо производить вне покрытия.
В зимнее время, если на искусственных покрытиях лежит слой уплотненного снега толщиной не менее 5—6 см, дезактивация производится срезкой или сметанием снега, который затем удаляют за пределы обрабатываемого участка. Срезку выполняют автогрейдеры, плужные снегоочистители и бульдозеры, а сметание — механические щетки.
Радиоактивная пыль с незаснеженных покрытий удаляется газовым потоком или путем распределения на участке тонкого слоя незараженного снега и последующего сметания его механическими щетками.
Зараженный снег складывают на специальных участках в пониженных местах на безопасном удалении от объектов и населенных пунктов. Участки обносят проволокой и снабжают соответствующими указателями. При таянии снега вода с них не должна попадать в водоемы с питьевой водой.
Путь следования машин, перевозящих зараженные снег, грунт и другие вещества и материалы, не должен проходить по магистральным внутриобъектным дорогам и дезактивированным участкам.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent