Характер и роль восстановительных работ
В условиях ракетно-ядерной войны роль восстановительных работ значительно возрастает ввиду необходимости вести их в большом масштабе не только на фронте, но и в глубоком тылу страны. Большое значение приобретает быстрое восстановление объектов, особенно аэродромов, дорог, мостов и т. п., в ходе боевых действий. Противник при отступлении будет стремиться не оставлять объекты в пригодном для эксплуатации состоянии. Он может производить на них массовые разрушения и заграждения. Однако даже если предположить, что при отходе противника почти все военные объекты, в первую очередь такие, как дороги и аэродромы, будут разрушены, то все же объем работ по их восстановлению может оказаться меньше, чем по строительству объектов, необходимых для обеспечения перемещения войск и подвоза им всего необходимого для жизни и боя. Это подтверждается опытом второй мировой войны. Исключение составляют случаи непосредственного воздействия по объекту ядерного оружия (например, наземный или подземный ядерный взрыв в центре ВПП аэродрома). Восстановление мостов и дорог с капитальным покрытием, а также постоянных и в большинстве случаев полевых аэродромов, особенно с искусственной ВПП, менее трудоемко, чем их новое строительство. В период Великой Отечественной войны возведение нового полевого аэродрома требовало меньших затрат сил и средств по сравнению с восстановлением разрушенного, особенно сильно заминированного, аэродрома лишь на равнинной и степной местности, когда можно было ограничиться малыми объемами работ. С появлением ядерного оружия и дальнейшим развитием авиации трудоемкость как восстановительных работ, так и работ по строительству новых аэродромов значительно возросла. В современных условиях в связи с увеличением размеров аэродромов возможности изыскания новых земельных участков сильно сократились. Поэтому все труднее становится изыскивать новые участки, где трудоемкость строительства была бы меньше, чем восстановление разрушенных аэродромов. Все это приводит к повышению значения восстановительных работ. Из опыта Великой Отечественной войны известны примеры, когда в наступательных операциях, особенно в период распутицы и на лесисто-болотистых ТВД, количество восстановленных аэродромов достигало 75—85% общего количества подготовленных аэродромов, а в некоторых операциях (Петсамо-Киркинесская наступательная операция) составляло 100%. Вследствие возрастания насыщенности территории аэродромами удельный вес аэродромов, подготавливаемых за счет восстановления, повышается. Вместе с тем в связи с возможным применением ядерного оружия увеличивается трудоемкость восстановительных работ. Подготовка дорог и аэродромов за счет максимального использования разрушенных наиболее широко будет осуществляться в периоды распутицы, а также в болотистой и гористой местности, так как в этих условиях на восстановление объектов потребуется меньше сил, средств и времени, чем на строительство новых. |