Войти  |  Регистрация
Авторизация

Способ опускных тоннелей-кессонов



При сооружении тоннеля в слабых водоносных грунтах в некоторых случаях находили применение тоннели-кессоны (например, при пересечении рек в пределах городов).
Сущность этого способа заключается в следующем. Участок тоннеля разбивают на отдельные секции. Секцию, имеющую в основании кессонную камеру, изготовляют на поверхности земли или в котловане, отрытом до уровня грунтовых вод. Торцы секции временно наглухо заделывают. Кессонную камеру снабжают устройствами, необходимыми для работы под сжатым воздухом. Тоннельную секцию опускают на проектную отметку. После этого кессонную камеру заполняют каменной или бетонной кладкой, секции соединяют между собой, а их торцовые стены разбирают. Таким образом создают непрерывный тоннель.
Максимальная глубина опускания кессона ниже уровня грунтовых вод составляет около 35 м. Эту глубину можно увеличить искусственным водопонижением. Дальнейшее увеличение глубины опускания связано с необходимостью удаления людей из камеры кессона и переходом на автоматический кессон, опускаемый при помощи размыва грунта гидромониторами, и с удалением образовавшейся пульпы гидроэлеватором или насосом.
По условиям жесткости секции ее длина не должна быть больше четырехкратной ширины; высота рабочей камеры должна быть равна высоте рабочего (1,8 м) плюс величина ожидаемой посадки кессона, но во всяком случае не меньше 2 м; наконец, число шлюзовых аппаратов при ручной разработке необходимо назначать из расчета один аппарат на 100 м2 площади кессона.
Материалом для устройства тоннелей-кессонов служит, как правило, железобетон с жесткой или гибкой арматурой.
Отклонение кессона от проектного положения, возможное при его опускании, компенсируют увеличением сечения тоннеля против действующих габаритов.
Способ опускных тоннелей-кессонов

Кессонный способ позволяет построить тоннель сравнительно неглубокого заложения и меньшего (чем при щитовой проходке) протяжения в самых слабых водоносных грунтах и обеспечить для него надежное основание в виде мощной плиты, образуемой закладкой рабочей камеры. Недостатки способа — высокая стоимость, связанная с повышенным расходом строительных материалов (в особенности бетона) и необходимостью перемещения большого количества грунта в зоне сжатого воздуха, а также трудность соединения отдельных секций в непрерывный тоннель. Как правило, эти секции опускают с промежутками между ними в 1—3 м.
Конструкцию тоннеля в месте стыка сооружают одним из следующих приемов:
1) внутри одной из секций устраивают шлюзовую перегородку и подают в пространство за ней сжатый воздух. После этого пробивают отверстие в торцовой стене секции и через него проводят короткую штольню, служащую для последовательного раскрытия профиля горным способом с бетонированием обделки тоннеля;
2) по контуру стыка забивают железобетонный или металлический шпунт с последующим удалением канатно-храповым экскаватором водоносного грунта и бетонируют промежутки между секциями. После затвердения бетона пробивают торцовые стены обеих секций и стыковую бетонную перемычку;
3) в промежутке между секциями раскрывают узкий котлован (траншею) с креплением его брусьями, заводимыми за боковые стены секций. Обделку тоннеля бетонируют в свободном от крепей пространстве. Предварительно понижают уровень грунтовых вод;
4) вдоль боковых стен секций в месте стыка опускают два съемных металлических кессона на глубину около 1,5 м ниже потолка рабочей камеры (рис. IX.11). По мере их подъема бетонируют слоями (по 20—30 см) стены 1 и 2, охватывающие стык. Образовавшееся замкнутое пространство перекрывают третьим кессоном, под защитой которого удаляют грунт из промежутка между секциями и бетонируют свод, опирающийся пятами на боковые стены.
Во всех случаях после сооружения наружной обделки в месте стыка разбирают торцовые стены секций и обеспечивают непрерывность внутренней водонепроницаемой конструкции, которой может служить обделка из легких чугунных тюбингов или гибкая гидроизоляционная мембрана, поддерживаемая внутренним железобетонным кольцом, рассчитанным на гидростатическое давление.
В настоящее время способ сооружения подводных тоннелей при помощи опускных кессонов утратил свое значение и заменен более прогрессивным способом опускных (заводных) секций.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent