Войти  |  Регистрация
Авторизация

Обделка из чугунных и стальных тюбингов



Чугунная обделка представляет собой цилиндрическую трубу, состоящую из последовательно собираемых и сболчиваемых колец одинакового типа и размера. Каждое кольцо состоит из сегментов, или тюбингов (рис. III.8), тоже сболчиваемых между собою. Один тюбинг — ключевой XII (марка «К») — имеет клиновидную форму, два смежных X и XI (марки «С») — переходную форму, а остальные I—IX (марки «Н») — нормальные, стандартной формы и имеющие радиально направленные борта. Тюбинг — готовое изделие, литое (см. рис. III.8) из чугуна марки СЧ-21-40, состоит из плиты-оболочки с цилиндрической поверхностью, направленной к породе, и четырех бортов, окаймляющих оболочку и обращенных внутрь тоннеля. Борта служат для взаимного соединения отдельных тюбингов в кольце и соединения целых колец между собою; кроме того, они придают оболочке и обделке необходимую жесткость.
Борта, соединяющие отдельные тюбинги в кольцо, параллельные продольной оси тоннеля, имеют название продольных или радиальных, а перпендикулярные к оси тоннеля, соединяющие между собой кольцо, носят название поперечных или круговых. Все борта имеют одинаковую форму и размеры поперечного сечения; для лучшего взаимного примыкания и водонепроницаемости их наружные поверхности обрабатывают и снабжают фальцем.
В двух соприкасающихся тюбингах эти фальцы образуют желобок, предназначенный для зачеканки стыков. Тюбинги и кольца между собой скрепляют болтами.
Обделка из чугунных и стальных тюбингов

Для обеспечения возможности соединения колец при любом их взаимном расположении болтовые отверстия в круговых бортах размещают с одинаковым шагом в один ряд; это обеспечивает взаимозаменяемость тюбингов и перевязку продольных швов. В радиальных бортах при жестком соединении болты размещают в два ряда в шахматном порядке для предотвращения раскрытия швов внутрь или наружу кольца под действием изгибающих моментов переменного знака. С целью уменьшения величины изгибающих моментов при гибком соединении, в продольных стыках болты располагают в один ряд. Для обеспечения удобства и точности сборки кольца ключевой тюбинг помещают в верхней части, а бортам этого тюбинга придают не радиальное, а расходящееся внутрь направление. Соответственно расходятся и продольные борта смежных тюбингов (рис. III.9).
Обделка из чугунных и стальных тюбингов

Для лучшего воспринятая давления щитовых домкратов внутри каждого тюбинга (кроме ключевого) необходимы ребра жесткости.
В оболочке каждого тюбинга (кроме ключевого) делают отверстие для нагнетания раствора за обделку. Это отверстие закрывают металлической пробкой на резьбе. Размер болтовых отверстий как в продольных, так и в поперечных бортах обычно превышает на 3—4 мм диаметр болтов, что необходимо для облегчения сборки тюбингов. Эти отверстия уплотняют специальными кольцевыми прокладками, помещенными в углубления конической формы; уплотнительные прокладки вдавливают металлическими шайбами сферической формы при завинчивании гаек болтов.
При сооружении обделки тоннелей на криволинейных в плане и профиле участках трассы применяют клинообразные кольца тюбингов, отличающиеся от обычных непараллельностью плоскостей поперечных бортов с углом отклонения около 25'. В клинообразном кольце все тюбинги имеют различные размеры, и поэтому они невзаимозаменяемы и требуют отличительной маркировки. Для той же цели вместо клинообразных колец применяют иногда металлические прокладки переменной толщины, укладываемые в кольцевых швах обычных тюбингов; однако этот вариант имеет ряд недостатков (неточность, наличие дополнительного шва, неудобство постановки длинных болтов).
При проектировании конструкции тюбингов необходимо удовлетворить целый ряд технико-экономических требований, направленных к получению обделки должной прочности и долговечности при минимальной стоимости. К таким требованиям относятся: уменьшение веса чугунной обделки; применение колец обделки переменной жесткости в соответствии с эпюрой изгибающих моментов в сечениях обделки, увеличение ширины тюбинга, уменьшение количества болтовых отверстий, уменьшение длины швов и площади обрабатываемых бортов, а также затрат рабочего времени на сборку тюбингов. Примером рационального решения тюбинга при ширине кольца в 1 м служит трехреберный и более совершенный — облегченный (рис. III.10). Для тоннелей диаметром от 8 м и больше обычно применяют двухреберные тюбинги шириной 0,6—0,8 м.
Обделка из стальных тюбингов тоже находит применение в тоннельном строительстве. Она имеет ряд преимуществ перед чугунной:
1) сталь — материал, одинаково хорошо работающий на сжатие и растяжение, поэтому стальные тюбинги имеют меньшее сечение при равной прочности с чугунными;
2) вес стальной обделки может быть значительно меньшим (в 2 и 2,5 раза) и, следовательно, размеры тюбингов могут быть укрупнены, а темпы укладки обделки увеличены;
3) прочность и водонепроницаемость стальной обделки могут быть увеличены сваркой стыков обделки.
Обделка из чугунных и стальных тюбингов

Основной недостаток стальной обделки — плохое сопротивление ржавлению. Этот недостаток может быть устранен применением специальных, стойких против ржавления покрытий (например, оцинкованием) или применением нержавеющей стали (это значительно удорожает обделку). Высокая стоимость и известная дефицитность стали — основные причины редкого применения стальных обделок. Стальная обделка может быть выполнена как из литых, подобных чугунным, так и из штампованных тюбингов, а также изготовленных из сортовой прокатной стали.
Область возможного применения стальных обделок — подводные тоннели. Такие обделки используют как первичные в комбинированных конструкциях.
Комментарии (2)
Василий 23 июня 2019 16:32
Уважаемые господа, материал под заголовком"Обделка из чугунных и стальных тюбингов", очень интересна. "ОБДЕЛАТЬ" тоннель можно всем чем угодно, но только не данными изделиями, так как они предназначены для "ОТДЕЛКИ" внутренней поверхности тоннелей.Давайте грамотно выражать свои мысли на родном языке.
Цитировать        1
Дмитрий 7 июня 2021 16:43
Цитата: Василий
Уважаемые господа, материал под заголовком"Обделка из чугунных и стальных тюбингов", очень интересна. "ОБДЕЛАТЬ" тоннель можно всем чем угодно, но только не данными изделиями, так как они предназначены для "ОТДЕЛКИ" внутренней поверхности тоннелей.Давайте грамотно выражать свои мысли на родном языке.

Василий! Отделывать вы будете керамической плиткой свой санузел. А в тоннелях применяется обделка.
Цитировать        2
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent