Войти  |  Регистрация
Авторизация

Освещение и световой переход в автодорожных тоннелях



Для освещения автодорожных тоннелей используется дневной свет, проникающий через порталы и боковые проемы, свет от фар автомобилей или стационарные источники электрического освещения Естественный свет не может служить постоянным источником. Его интенсивность меняется в течение суток и года и вообще зависит от светового климата территории, где расположен тоннель. Кроме того, он быстро слабеет от порталов внутрь тоннеля. Освещение фарами ввиду их слепящего действия при встречном движении небезопасно и может быть допущено лишь в тоннелях с неинтенсивным движением. В большинстве случаев используется электрическое освещение, непрерывно действующее в длинных тоннелях и периодически — в коротких (длиной 50—100 м). Автодорожные тоннели длиной более 300 м на прямых и 150 м на кривых участках, а также все городские автодорожные тоннели независимо от их длины должны иметь искусственное освещение.
Практикой выработан ряд важных требований к искусственному освещению автодорожных тоннелей, но соответствующие стандарты пока отсутствуют. Задача освещения — обеспечение нормальных условий эксплуатации, удобство пользования тоннелем, снижение «ощущения подземности», а главное — обеспечение надлежащей безопасности движения.
Опыты над скоростью зрительного восприятия шофера автомобиля на асфальтовом покрытии, имеющем коэффициент отражения 0,1 (т. е. 10%), показали, что при контрасте между фоном и шофером, равном 1,5, принимаемое в расчете тормозного пути «время реакции» 1 сек, требует освещенности, равной 4 лк. Эти данные получены из опытов, проведенных на модели улицы.
Обстановка движения в ограниченном пространстве тоннеля много сложнее. Присутствие в воздухе выхлопных газов ухудшает видимость. Требуется быстро различать объект, правильно оценить расстояние до него и скорость его движения. Освещенность в то же время должна быть достаточной, чтобы уменьшить контрастность перехода между тоннельным и наружным световым режимом, а также уменьшить утомляемость зрения у шоферов.
Горизонтальная освещенность в городских и горных автодорожных тоннелях в уровне проезжей части по оси проезда должна быть не менее:
Освещение и световой переход в автодорожных тоннелях

Фактическая освещенность в автодорожных тоннелях колеблется в широких пределах: от 16 до 100 лк и выше (меньшие величины — в тоннелях на горных дорогах, большие — в тоннелях на городских дорогах с интенсивным движением). К тому же освещение весьма неравномерно по длине тоннеля. Известны примеры, когда за счет частого расположения ламп большой мощности максимальная освещенность у входа в тоннель достигала 1600 лк, а в середине всего лишь 60 лк.
Большое значение для режима освещения в тоннеле имеет световой переход с наружной поверхности земли в тоннель и обратно, связанный с интенсивностью наружной освещенности. В ясную погоду даже на близком расстоянии неосвещенный вход в тоннель создает у шофера впечатление темного пятна. При значительной скорости движения переход от яркого дневного света в недостаточно освещенный тоннель и обратно оказывается для шоферов столь резким, что они могут на время потерять способность видеть. Ночью выход из освещенного тоннеля и вход в него создают аналогичные затруднения. Поэтому па припортальных участках тоннеля и дороги необходим световой переход, длина которого может быть определена из следующих соображений.
Средняя яркость поля зрения в тоннеле меньше таковой на открытых участках дороги в 1000—10 000 раз. При изменении яркости поля зрения происходит изменение диаметра зрачка в связи с приспособлением (адаптацией) его к новым условиям. Для адаптации необходим отрезок времени около 3 сек, чему соответствует пройденный автомобилем путь l (в м):
Освещение и световой переход в автодорожных тоннелях

Нетрудно видеть, что I — та длина участка, где должен быть обеспечен постепенный световой переход.
Известно несколько способов обеспечения светового перехода:
1) ступенчатое усиление освещения на припортальных участках (днем в тоннеле, ночью перед тоннелем), достигаемое изменением у порталов шага размещения источников света и установкой добавочных мощных источников;
2) раструбное расширение припортальной части тоннеля для большого использования дневного света (рис. II.6);
3) оборудование перед порталом крытой галереи — светового фильтра в виде решетчатого покрытия из пластин, угол наклона которых по отношению к проезжей части может меняться. Пластины обычно опирают на вспомогательные продольные балки, уложенные на фермах перекрытия. Такое решение в условиях снежной зимы имеет серьезные эксплуатационные недостатки.
Освещение и световой переход в автодорожных тоннелях

Для уменьшения эксплуатационных расходов освещенность в тоннеле в соответствии с фактической потребностью следует изменять не только по длине, но также в зависимости от времени суток (3—4 режима освещения). Изменение режима освещенности может быть достигнуто за счет применения в каждой световой ячейке двух-трех ламп разной мощности, включаемых совместно или раздельно.
К искусственному освещению тоннелей предъявляют ряд других требований:
1) для уменьшения утомляемости, шоферов освещение должно быть достаточно равномерным;
2) шофер не должен испытывать неприятного ощущения от резкого отражения света блестящих поверхностей, что достигается их надлежащим размещением и специальной защитой;
3) должна быть обеспечена хорошая контрастность освещения проезжей части, в частности за счет правильного выбора ее цвета.
Светильники размещают на расстоянии 6—10 м или на расстоянии (2/3)h, где h — высота подвески. В тоннелях с интенсивным движением используют обычно отраженный свет светильников, установленных в закрытых матовыми стеклами нишах; ниши располагают в верхней части стен на переходе их к своду. В этом случае большое значение имеют отражательные качества облицовки. Потолок и стены лучше делать светлых тонов. Материалы для архитектурного оформления также должны хорошо отражать свет.
Источники прямого света подвешивают вне габарита проезда в центре перекрытия. Они должны быть закрыты непрозрачными колпаками с достаточным защитным углом, а снизу стеклами. На внутренних участках обычно применяют лампы накаливания. Для значительного усиления освещения у входов часто используют мощные газосветные лампы. При ремонтных работах устраивают местное освещение, для чего по длине тоннеля размещают штепсели согласно требованиям СНиП П-Д.8-62, п. 69.
Для надежности освещения тоннелей, особенно больших и ответственных сооружений, должно быть обеспечено энергопитание системы освещения и вентиляции от нескольких источников. С этой целью для внегородских тоннелей кроме питания от основного источника может быть использована местная установка (обычно аккумуляторная), имеющая свою сеть в тоннеле, включаемую автоматически при перерывах питания от основного источника.
Изменение режимов освещения может быть также автоматическим при помощи специальных фотореле.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent