Общая характеристика систем искусственной вентиляции тоннелей
При движении автомобилей в одном направлении, что характерно для двухполосных тоннелей с раздельным движением, проявляется механическое воздействие автомобилей на поток воздуха тоннеля. Установлено, что оно весьма велико, вызывает перемещение воздуха по направлению движения и зависит от интенсивности и скорости движения автомобилей. Поэтому: 1) в тоннелях с четырьмя и более полосами движения целесообразно предусматривать независимые отделения (или раздельные тоннели) для каждого направления движения; 2) при устройстве продольной искусственной вентиляции ее следует осуществлять по направлению движения; 3) для повышения эффективности вентиляции от движения целесообразны специальные мероприятия против действия встречного ветра. В зависимости от условий расположения и длины тоннеля, интенсивности движения в нем автомобилей естественное проветривание тоннеля может оказаться недостаточным или даже несущественным. В этом случае для проветривания тоннеля необходима частичная или полная искусственная вентиляция. Ее можно обеспечить при помощи вентиляторов нагнетанием в тоннель свежего воздуха (приточная вентиляция), отсасыванием из тоннеля насыщенного вредными газами воздуха (вытяжная вентиляция) или одновременным нагнетанием и отсасыванием (приточно-вытяжная вентиляция). При приточной вентиляции имеется возможность предварительной очистки и обработки воздуха; кроме того, при длинных автодорожных тоннелях она оказывается более эффективной, чем вытяжная. Поэтому в автодорожных тоннелях преимущественно применяют приточную и приточно-вытяжную вентиляцию. Последняя может быть переменно-реверсивной, когда известный отрезок времени вентиляции работает на приток, после чего переключается на вытяжку и обратно, К настоящему времени разработано довольно большое количество схем искусственной вентиляции, которые в зависимости от характера перемещения воздуха в пространстве проезда можно отнести к одной из следующих трех систем: 1) к продольной, когда воздухопроводом служит все сечение тоннеля, по которому и перемещают воздушный поток; 2) к поперечной, при которой приток и вытяжку воздуха обеспечивают по выделенным в сечении тоннеля или проложенным параллельно ему вентиляционным каналам, занимающим 30—60% площади поперечного сечения транспортной зоны и имеющим через определенные интервалы отверстия для сообщения с пространством проезда; свежий воздух, поступив в это пространство и присоединив к себе некоторое количество вредного газа, попадает вскоре в канал вытяжки; 3) к комбинированной, при которой специальный канал устраивают только для притока или вытяжки, а роль второго канала выполняет пространство проезда в тоннеле. Если приток обеспечивают по каналу, распределяющему свежий воздух по длине тоннеля, а каналом вытяжки служит основное сечение тоннеля, то в этом случае будет полупоперечный вариант комбинированной системы. При полупродольном варианте комбинированной системы приток воздуха осуществляют по тоннелю, а вытяжку — через специальный канал. Встречаются комбинированные системы, при которых использованы оба варианта, т. е. обеспечена полупродольно-полупоперечная комбинированная вентиляция. |