Войти  |  Регистрация
Авторизация

Основные задачи инженерно-геодезических работ при постройке тоннелей



Строительство тоннелей, которое ведут одновременно на ряде участков, требует надежной геодезической основы.
На современном этапе развития инженерной геодезии, как правило, отпадает необходимость предварительной точной разбивки и закрепления трассы тоннеля на поверхности земли. Ось будущего тоннеля определяют аналитически. Как исключение, при коротких тоннелях, располагаемых под легко доступной местностью, применяют геометрический метод трассирования непосредственно над осью будущего тоннеля с закреплением оси на поверхности земли.
Аналитический метод по сравнению с геометрическим с удобством применим в любых условиях постройки. Этот метод обработки геодезических измерений, проектирования оси тоннеля и выноса проекта оси в натуру является универсальным и совершенным, несмотря на большой объем вычислительных работ. Кроме этого, он является надежным средством обеспечения точного совпадения встречных забоев.
Применение тех или иных видов работ инженерной геодезии зависит от длины сооружаемого тоннеля, от характера ситуации и рельефа района постройки, от методов сооружения и от возможности проведения выработки небольшого сечения.
При геодезических работах целесообразно применять точную полигонометрию, а при сложных условиях — триангуляцию; возможно также комбинированное применение полигонометрии и триангуляции. Выбирая способ геодезических работ, следует учитывать время, отводимое на выполнение этих работ, место расположения тоннеля и стоимость работ.
Основными задачами геодезии в тоннелестроении являются:
1) создание сети твердых опорных пунктов — плановой и высотной основы;
2) определение дирекционных углов и опорных направлений, а также высотных пунктов;
3) составление точных планов района тоннеля;
4) аналитическая подготовка трассы тоннеля;
5) точный вынос проекта сооружения в натуру.
Геодезическая работа при постройке в большей части связана не столько с задачами определения положений пунктов основных контуров ситуации и рельефа, сколько с задачами переноса проекта тоннеля в натуру, т. е. с процессом, обратным съемке. Эти работы связаны со значительными предварительными расчетами.
При сложных пересечениях тоннелей, а также при криволинейной форме трасс невозможно точно решать задачу о направлении тоннельных работ методами простых геодезических построений. Для этого, как и для создания геодезической подготовки проекта трассы тоннеля, необходимо также применять универсальный аналитический метод.
В состав геодезических работ, помимо указанного выше, входят следующие:
1) систематический контроль как геодезической основы, так и вынесенной в натуру тоннельной оси;
2) периодическая регистрация строительного процесса;
3) измерение деформаций тоннеля и поверхности;
4) постоянное корректирование сооружаемых элементов тоннеля относительно их проектного положения.
При постройке тоннеля большого протяжения требуются геодезические измерения первоклассной точности и соответствующие им астрономические наблюдения.
Постройка современного тоннеля с использованием ряда вертикальных стволов шахт при расстоянии между ними до 2 км требует ориентирования геодезической оси в пространстве тоннеля со средней ошибкой 4—6 сек. Плановая геодезическая основа на дневной поверхности и в пространстве требует угловых измерений, точность которых соответствует точности первоклассных и второклассных опорных сетей.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent