Купеческий портрет
Купеческий портрет — это разновидность портретного примитива. Термин «купеческий портрет» введён в 1920-х гг. М. Приселковым (заведующий историко-бытового отдела Русского музея) для обозначения любого портрета представителя этого слоя общества. Истоки жанраКупеческий портрет родился «в активном взаимодействии, профессионального и примитивного искусства» . Возникшая в обществе потребность в репрезентации купечества, как основной экономической и общественной силы, привела к поиску новых художественных решений. Так как многие купцы были старообрядцами, то художественный язык старообрядческой религиозной живописи не мог не послужить основной для развития купеческого портрета. Церковное искусство оказало большое влияние и на восприятие самого явления портрета, как средства увековечивания человека, совершавшего богоугодные дела (благотворительность, пожертвования на строительство храмов, помощь обездоленным). Купеческому портрету, выросшему из парсуны , была свойственна внутренняя сосредоточенность модели и её отрешённость от бренного мира, нравоучительность и провозглашение благочестия как основной ценности. Однако не стоит забывать, что ярославское купечество было богато, и этот аспект не мог не отражаться в портретах. Особенно это заметно на примере женских образов. Примерами для них послужили женские костюмированные и дворянские усадебные портреты, тяготеющие к пышности костюма (приобретающей в купеческом портрете символическое значение), отображение социально-активного героя с развитым общественным сознанием. Развивающиеся параллельно друг с другом купеческий и дворянский портреты в своём провинциальном изводе тяготели к лубочному искусству. Из фольклора и народных мотивов выросли их художественный язык и образность. Яркие, локальные цвета, богатство символов, легко читаемых для современников, упрощённые композиции перешли и к купеческому портрету. Таким образом, в конце XVIII-первая четверть XIX в слиянии лубочного искусства и подвидов примитивной живописи произошло становление купеческого портрета как жанра. В его эволюции выделяются три этапа: В 1870-х гг купеческие портреты, по-видимому, уже не создаются. Ярославская школаОдной из самых крупных школ купеческого портрета была Ярославская. В Ярославле работали знаменитые мастера, заложившие каноны жанра, и группа неизвестных художников, оставившая большое количество портретов. Исторический контекстВ XVII веке Ярославль лежал на пересечении важнейших торговых путей из Москвы в Западную Европу и претендовал на статус одного из самых значимых для торговли городов России. Шестую часть государевой гостиной сотни составляли ярославские купцы. Успешная деятельность купечества, повышение товарооборота, увеличение количества торговых рядов привлекали в Ярославль иностранных предпринимателей, которые открывали в городе склады. В 1721 году по указу Петра I купцы получили право покупать крестьян и приписывать их к фабрикам. Вскоре, в Ярославле была основана Большая ярославская мануфактура (купцы Затрапезные). Начался активный переход к фабричному производству и увеличение оборотов торговли. Расцвет региона был вызван образованием в 1777 г. Ярославской губернии. Роль Ярославля как административного, культурного и экономического центра возросла. Возникла необходимость в изменении облика города и отражении его благополучия и процветания, в том числе посредством живописи. Основные характеристики жанраНа основе Ярославских портретов легко проследить основные черты купеческого портрета, так как работы местных мастеров (Н. Д. Мыльникова (1797—1842), И. В. Тарханова (1780—1848) репрезентативны в использованных приёмах. В целом, региональные школы схожи в манере написания купеческого портрета и восходят к единому началу. Общими чертами купеческого портрета будут:
Мужской портретПортрет И. С. Соболева. Худ. Н. Д. Мыльников, 1830 Портрет Семена Шапошникова. Худ. Тарханов И. В., 1829Для мужского портрета будет характерно изображение бороды (как социального знака купечества), отсутствие интереса к передаче одежды (чаще всего тёмный армяк, душегрея). Для художника будет важно передать социальный и общественный статус персонажа через медали, украшения, дополнительные атрибуты (например, книга с наставлением). Акцент будет поставлен на передаче характера и образа: семьянин, любящий отец и муж, успешный предприниматель, ведущий праведную жизнь. Женский портретЖенский портрет пишется по сформулированной схеме, допускаются незначительные изменения. Портрет Агафьи Васильевны Дорофеевой. Худ. Н. Д. Мыльников, 1830-е
Схожи будут украшения и наряды героинь: несколько бисерных нитей, шаль, голубое или зеленое платье, повязка, охватывающая голову, и платок в руках, как символ эмоциональности и мягкости. Идеалом женственности того времени будут мягкие, округлые формы, дородность. Через костюм и упрощение образа будет транслироваться идеал купеческой жены: щедрой, благовоспитанной, респектабельной, уважающей патриархальный уклад семьи. Детский портретЧерез образы детей транслируются идеи почитания родителей и предков, преемственность поколений и поучение молодежи. |