Кведлинбургское аббатство
Кведлинбургское аббатство (нем. Stift Quedlinburg или Reichsstift Quedlinburg) было резиденцией светских канонисс в Кведлинбурге, Саксония-Анхальт, Германия. Оно было основано в 936 году по инициативе Святой Матильды, вдовы Генриха Птицелова, как мемориал в его честь . В течение многих столетий оно обладало большим престижем и влиянием. ИсторияКведлинбургское аббатство было основано на замковом холме Кведлинбурга в 936 Оттоном Великим, по просьбе матери королевы Матильды, позже канонизированной, для увековечения памяти об отце Оттона, Генрихе Птицелове. Генрих был похоронен здесь, так же как впоследствии и Матильда. «Kaiserlich freie weltliche Reichsstift Quedlinburg» («Вольное светское Имперское аббатство в Кведлинбурге»), как оно называлось до своего роспуска в 1802 году, включало в себя частную церковь императорской семьи, с которой была связана община светских канонисс, как правило незамужних дочерей высшей аристократии. Крупнейшими и наиболее знаменитыми заведениями этого рода были Эссенское аббатство, Гандерсхаймское аббатство, Гернродское аббатство, Кёльнское аббатство и Хертфордское аббатство, в последнее из которых молодая королева Матильда была помещена своей бабкой-аббатисой. Благодаря своим имперским связям, аббатство получило богатые земельные пожертвования. С церковной точки зрения, аббатиса была выведена из подчинения главы своей епархии, епископа Хальберштадта, и подчинялась только папе. Епископы Хальберштадта постоянно находились в конфликте с аббатисами по вопросу духовной юрисдикции, требуя от них подчинения в силу общего принципа подчинённости женщины мужчине. В политическом отношении, аббатиса была княгиней Священной Римской империи, занимающей место в коллегии князей и имеющей право голоса в рейхстаге. Во время Реформации аббатство стало протестантским при аббатисе Анне II из рода Штольбергов. После германской медиатизации 1803 года аббатство было присоединено к королевству Пруссии как Кведлинбургское княжество. Между 1807 и 1813 годам и оно относилось к просуществовавшему недолго королевству Вестфалия. Панорама города, в середине — замок и монастырь КведлинбургаЦерковьЦерковь Св. Серватия посвященная святым Серватию Маастрихтскому, первому епископу Тонгерена и Дионисию Парижскому, является значительной романской постройкой. Возведение трёхнефной базилики на фундаменте трёх предшествующих строений началось до 997 года и было закончено в 1021 году. В 1070 году случился пожар, причинивший серьёзный ущерб. Здание было восстановлено в исходном виде и было переосвящено в 1129 году в присутствии императора Лотаря III. В настоящее время церковь св. Серватия является частью историко-культурного туристского маршрута Дорога романики (нем. Straße der Romanik). ПожертвованияЗемельная собственностьВ первые десятилетия своего существования община была облагодетельствована многочисленными земельными дарами, особенно от императорской семьи. Все последующие земли, вводимые в обработку в прилегающих районах, также отходили к аббатству. Кроме того, оно получало и более далеко расположенные территории, например расположенный в 170 километрах Зольтау, дарованный Оттоном I в 936 году. Среди прочего, аббатство получило следующие территории и владения:
СокровищаАббатство также получило в качестве пожертвования многочисленные драгоценные книги, манускрипты и предметы церковной утвари, которые хранились в сокровищнице. В конце Второй мировой войны значительное количество ценных предметов было похищено американским солдатом Джо Мидором, в том числе реликварий Св. Серватия, датируемый эпохой Карла Лысого; евангелистарий 9 века (Samuhel Evangeliar); отпечатанный в 1513 году евангелистарий Св. Виперта (Evangelistar aus St Wiperti) of 1513; литургический гребень из слоновой кости. Украденные предметы были снова обнаружены в 1987 году и после длительного судебного процесса были возвращены в аббатство в 1993 году. АнналыАббатство так же известно как место хранения «Кведлинбургских анналов» (лат. Saxonicae Annales Quedlinburgenses, нем. Quedlinburger Annalen), составленных с 1008 по 1030 год. Благодаря своей связи с правящей семьёй империи и территориальной близости к её центру в Магдебурге, в Кведлинбург попадала достоверная и подробная информация, важная для изучения Священной Римской империи того времени. Аббатисы
|