Взрывы в порту Бейрута
Взрывы в порту Бейрута — техногенная катастрофа, произошедшая в порту Бейрута, столицы Ливана, вечером 4 августа 2020 года. Всего прогремело два взрыва с разницей во времени 33 секунды; во время второго, более мощного, взорвалось 2750 тонн аммиачной селитры, конфискованной с судна «Rhosus» и с 2013 года хранившейся в портовой зоне. Погибли 210 человек, и получили ранения около 6 тысяч человек, в городе произошли серьёзные повреждения зданий, остались без жилья примерно 300 тысяч жителей. Судно «Rhosus»23 сентября 2013 года судно «Rhosus», принадлежавшее имевшему гражданство Российской Федерации бизнесмену Игорю Гречушкину, вышло под молдавским флагом из порта грузинского города Батуми и направилось в Мозамбик, перевозя 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), произведённого на комбинате «Рустави Азот», для продажи Fábrica de Explosivos Moçambique (завод взрывчатых веществ в Мозамбике). 21 ноября 2013 года судно пришло в Бейрут из-за проблем с двигателем. После проверки портовым контролем судно было признано непригодным для дальнейшего плавания. На борту находилось восемь граждан Украины и гражданин России, с помощью украинского консула пятеро украинцев были репатриированы. Четыре члена экипажа судна были оставлены для ухода за судном. Со слов капитана судна Бориса Прокошева, судно заходило в порт для погрузки дополнительного груза, но не было выпущено из порта в связи с неоплаченными судовладельцем долгами за услуги порта. Со слов премьер-министра Молдавии Иона Кику, судно было зарегистрировано в Молдавии с 23 февраля 2012 до 23 февраля 2014 года, судовладельцем числилась компания, зарегистрированная в Панаме, а зафрахтовано (бербоут-чартер) было компанией, числившейся на Маршалловых островах. Позже владелец судна обанкротился, а у оставшегося экипажа закончилась провизия. Из-за иммиграционных ограничений экипаж не смог сойти на берег. Адвокаты выступили за репатриацию остального экипажа из соображений опасности, которую представляет груз. В сентябре 2014 года оставшимся охранять судно и груз членам экипажа удалось вернуться на родину. По данным расследования, проведённого журналистами «The New York Times», имеются свидетельства того, что порожнее судно «Rhosus» затонуло в порту Бейрута в феврале 2018 года. О затоплении судна в 2018 году ранее также сообщалось представителем благотворительной организации «Фонд помощи морякам „Ассоль“». ГрузВ 2014 году опасный груз был конфискован, в дальнейшем по решению суда помещён в склад № 12 на причале бейрутского порта, где хранился в последующем до момента взрыва. Об опасности хранения в порту этого груза заявляли властям должностные лица порта. Со слов действующего руководителя ливанской таможни, им и его предшественником 6 раз было произведено обращение в суд для вывоза груза с территории порта, но так и не было решено это сделать. Так, обращения были 27 июня и 5 декабря 2014 года, 6 мая 2015 года, 20 мая 2016 года, 13 и 27 октября 2017 года. Незадолго до взрывов инспекция потребовала устранить свободный доступ на склад. Предположительно, взрывы произошли из-за сварочных работ при ликвидации неконтролируемых проходов. От искр загорелись петарды, также хранившиеся на складе, а следом сдетонировала селитра. ВзрывыПервый, меньший взрыв породил облако серого дыма над пламенем и мерцающие огни, похожие на фейерверк. Второй взрыв сотряс центральный Бейрут и поднял грибовидное облако пыли и рыжего дыма в воздух; произошёл примерно в 18:08:18 по местному времени и породил сейсмическую волну магнитудой 3,3. Второй взрыв был зафиксирован на видеозаписях множеством очевидцев, так как первый взрыв привлёк внимание к этому месту. Его сопровождала мощная ударная волна с образованием за фронтом в области пониженного давления белой куполообразной зоны конденсации (облака Вильсона), нанёсшая основные повреждения вне порта. Свидетели говорят, что дома на расстоянии 10 км получили повреждения от взрыва. Мощность второго взрыва оценивается в 2,2 килотонны в тротиловом эквиваленте. По сообщениям, взрывы были слышны на расстоянии 240 км — на Кипре. От взрыва на месте хранилища на причале образовался кратер диаметром около 70 метров, заполненный водой, что отчётливо было видно даже на спутниковых снимках. 2750 тонн селитры равнозначны 926 т тротила, но только в очень свежем состоянии — со временем соль деградирует, и через 6 лет во влажном климате ориентировочная мощность может составлять примерно 175 т тротила. По другим данным, мощность взрыва составила около десятой части мощности взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, то есть ~1.3-1.8 килотонн в тротиловом эквиваленте. Расследование5 августа 2020 г. под домашний арест были помещены должностные лица порта. 6 августа на Кипре был допрошен проживавший там владелец судна. 7 августа 2020 г. президентом Ливана Мишелем Ауном были названы 3 возможные версии произошедшего: халатность, несчастный случай, внешнее вмешательство. В этот же день к расследованию были подключены специалисты Интерпола. 12 января 2021 года Интерполом был выдан ордер на арест владельца и капитана судна «Rhosus». ПоследствияВ 2017 году, справа у дальнего причала пришвартован «Rhosus» 15 августа 2020 г., в порту находится зашедший 13 августа для оказания помощи французский военный корабль типа «Мистраль» — «Tonnerre» Кратер, заполненный водой Часть порта Бейрута на месте взрываПосле взрывов многие люди лежали на земле ранеными. Среди погибших оказались лидер партии «Катаиб» Назар Наджарьян и супруга посла Нидерландов. Порядка 300 000 человек остались без жилья. По оценке властей, нанесён общий ущерб от 3 до 5 миллиардов долларов. Позже эта сумма возросла до 15 миллиардов долларов. По свидетельствам очевидцев, пострадали здания на расстоянии до 10 км от места взрыва. Ударной волной были разрушены полностью 3 больницы, крупный склад медикаментов, зерновой элеватор, ещё 2 больницы повреждены. Национальный центр управления энергосистемой страны был полностью разрушен взрывом. От взрыва пострадали несколько музеев и галерей в столице Ливана, в частности Marfa и Galerie Tanit были полностью разрушены, недавно отреставрированное здание Музея современного искусства Сурсока получило серьёзные повреждения. Пострадали здания посольств и консульств: повреждения возникли у расположенных недалеко зданий посольств Аргентины, Австралии, Финляндии, Кипра; незначительно пострадали и были разбиты окна в посольствах Южной Кореи (расположено в 7,3 км от места взрыва), Казахстана, Российской Федерации, Армении, Румынии, Турции. Была разрушена редакция ливанской газеты «The Daily Star» из-за обрушившихся частей крыши, выбитых окон и повреждённой мебели. Круизное судно «Orient Queen», принадлежащее компании «Abou Merhi Cruises» и пришвартованное неподалёку, сильно пострадало. Два члена экипажа погибли, и несколько находившихся на борту были ранены. За ночь судно опрокинулось. Выведен из строя порт, через который проходит 60 % ливанского импорта (в том числе 80 % продовольственного импорта). Уничтожен и хранившийся в порту национальный запас зерна, причём зерно от взрыва частично испарилось, но в основном — разлетелось по значительной части акватории, города и пригорода; на месте взрыва осталась смесь кукурузы с песком. Также был повреждён один из кораблей Временных сил ООН в Ливане (ЮНИФИЛ), а несколько миротворцев ранены. Следует также учесть, что взрыв произошёл, когда страна испытывала экономический и политический кризис (см. Экономика Ливана) и на фоне чрезвычайной ситуации в связи с пандемией COVID-19. 4 августа 2020 года премьер-министром Ливана Хасаном Диабом 5 августа 2020 г. было объявлено общенациональным траурным днём. После трагедии, 7 августа в Бейруте начались массовые протестные акции с захватом правительственных зданий и требованиями отставки президента страны и правительства, приведшие к столкновениям с полицией и военнослужащими. Был отмечен рост заболеваемости COVID-19. 10 августа правительство Ливана во главе с Хасаном Диабом на фоне протестов, продолжающихся с 7 августа, ушло в отставку в полном составе. До этого подали в отставку некоторые министры. Отставка действующего правительства, с исполнением обязанностей до формирования нового, была принята президентом страны. Ликвидация последствийЛиванский Красный Полумесяц заявил, что все машины скорой помощи из Северного Ливана, Бекаа и Южного Ливана отправлялись в Бейрут, чтобы помочь пациентам. Вертолёты использовались для тушения большого пожара после взрывов. Десятки раненых, доставленных в близлежащие больницы, не могли быть приняты из-за разрушений больниц и переполнения оставшихся целыми. 5 августа правительством страны Бейрут был признан зоной стихийного бедствия и в городе введено чрезвычайное положение. Международная помощьНекоторые страны, в частности Франция, Иордания, Дания, Чехия, Греция, Италия, Россия направили помощь в Ливан для оказания помощи пострадавшим и разбора завалов. Так, Турция 5 августа объявила, что отправит в Бейрут медицинскую и гуманитарную помощь, команду из 20 врачей и около 400 тонн пшеницы. Великобритания также оказала экстренную медицинскую и гуманитарную помощь на сумму до 5 млн фунтов стерлингов. Власти Канады объявили, что для устранения последствий взрыва они окажут гуманитарную помощь в сумме до 5 млн канадских долларов (прибл. 3,7 млн долларов США). Россия направила специалистов МЧС. Армения передала Ливану гуманитарную помощь. Кабинет министров Азербайджана принял решение оказать финансовую помощь Ливану в сумме 1 млн долларов США. США оказали финансовую помощь в сумме 18 млн долларов. Выразили готовность оказать помощь Германия, Израиль. Всемирная организация здравоохранения 5 августа направила первую партию гуманитарной помощи Ливану из регионального склада в Дубае. 5 августа Иранское общество Красного Полумесяца отправило в Бейрут 95 тонн продовольствия и медикаментов. К оказанию помощи присоединилась также ЮНИСЕФ. Бизнесмен Халаф Аль Хабтур отправил месячный запас экстренных медикаментов для больниц Ливана на более чем 1000 коек. Решение по оказанию помощи выразили и другие частные лица, выходцы из Ливана, в частности Карлос Слим. |