Войти  |  Регистрация
Авторизация

Психогенная школьная дезадаптация



Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) — это специфически школьное нарушение процесса адаптации психогенной природы, снижающее субъективный и объективный статус ребёнка в школе, в семье и затрудняющее реализацию учебно-воспитательного процесса. Школьная дезадаптация проявляется в трудностях при усвоении школьного материала и при выполнении предъявляемых ребёнку требований; сопровождается низкой школьной успеваемостью, разными формами недисциплинированности, нарушениями взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Критерии школьной дезадаптации

При обращении к феномену школьной дезадаптации как к социально – психологическому и социально – педагогическому явлению неуспешности ребёнка в процессе обучения, выделяется ряд дополнительных критериев в определении понятия. При таком понимании феномена школьной дезадаптации акцент сделан на неуспешности обучения ребёнка, которая, в свою очередь, связана с неразрешимым для него конфликтом между требованиями внешней образовательной среды, ближайшего окружения ребёнка и его психофизическими особенностями, способностями.

Собственно критериями школьной дезадаптации являются :

1. Неуспешность в обучении (когнитивный компонент) Признаки: хроническая неуспеваемость, недостаток общеобразовательных знаний и навыков. 2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению (эмоционально – личностный компонент) Признаки: нарушения в отношении к жизненной перспективе, связанной с учёбой, к фигуре учителя, к процессу обучения, которые проявляются в пассивно – безучастной, негативно – протестной, демонстративно – протестной стратегиях поведения. 3. Повторяющиеся, стойкие нарушения поведения (поведенческий компонент) Признаки: реакции отказа, антидисциплина, пренебрежение школьными правилами, противопоставление себя другим ученикам, учителям.

История возникновения понятия ПШД

Понятие "психогенная школьная дезадаптация" введено психиатром, клиническим психологом, психотерапевтом Каганом В.Е. с целью выделения психогенных форм школьной дезадаптации (ШД) из общего феномена ШД и «школьные неврозы» и его дифференциации от остальных форм ШД, которые могут быть связаны с психозами, психопатиями, специфическими задержками развития, умственной отсталостью, некоторыми дефектами анализаторов, непсихическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга и др.

Гендерная специфика проявлений ПШД

По мнению Кагана Е.В., психогенная школьная дезадаптация наиболее распространена среди мальчиков и в меньшей степени среди девочек. Такая разница объясняется биологическими, семейными факторами, полоролевыми особенностями развития и воспитания детей. Под биологическим фактором подразумевается более высокая подверженность нервной системы мальчиков возникновению пограничных психических расстройств, в сравнении с группой девочек. Относительно полоролевых особенностей воспитания отмечают большее давление на мальчиков в процессе воспитания с меньшим, чем у девочек, диапазоном приемлемости особенностей их поведения, как фактор, способствующий большей подверженности возникновению школьной дезадаптации. Количественное преимущество в школьном коллективе женщин также отмечается как условие, способствующее благоприятному развитию девочек в большей степени, чем мальчиков.

Подходы к пониманию причин ПШД

1. Влияние процесса обучения Психотравмирующим фактором признаётся сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учёте индивидуальных особенностей ребёнка и его социальной среды. Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребёнка. 2. Влияние наследственных факторов Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врождённая и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребёнка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД. 3. Влияние отношения учителя к ученику Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации). 4. Влияние семьи Психотравмирующим фактором признается отношение к ребёнку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации. 5. Комплексное влияние причин В рамках данного подхода предполагается учёт всех ранее обозначенных четырёх факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается большая продуктивность психокоррекции нарушений.

Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять её протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются :

  • Низкий уровень функциональной готовности к школе - «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
  • Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
  • Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
  • Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
  • Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
  • Несформированность внутренней позиции школьника.

Сферы проявления ПШД у детей

Педагогический диагноз психогенной школьной дезадаптации обычно связан с неуспеваемостью, вплоть до стойкой формы, и с нарушениями школьной дисциплины, включая отказы ребёнка ходить в школу. Г.В. Бурменская в качестве основных сфер проявления ПШД отмечает :

1. пространственно – временные отношения в жизни ребёнка, например организация режима дня; 2. личностно – смысловые характеристики общения и деятельности, которые могут проявляться в изменениях отношений со сверстниками, с сиблингами, с родителями, с педагогами; 3. особенности учебно – познавательной деятельности детей.

Процесс развития ПШД

Для описания процесса развития психогенной школьной дезадаптации Каган Е.В. приводит следующую схему. По его мнению, в процессе ПШД преобладают астенические нарушения, которые сначала проявляются в области обучения и весьма легко компенсируются во вне-учебных занятиях. На этом этапе появляются реакции психологической защиты, в случае если они не разрешают возникших трудностей, ситуация усугубляется расширением поля реакции на внешкольное поведение. Далее утомляемость, головные боли, нарушения сна, аппетита (сомато – вегетативные проявления) могут становиться регулярными, а при слабости определённых мозговых структур ещё и переходить в форму системных неврозов с возможными нарушениями пищеварения, дыхания, а после сердечно-сосудистой системы и др.

Профилактика и коррекция ПШД

Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в процессе обучения и развития ребёнка. Комплексное понимание причин, источников ПШД, способствует эффективному подходу к её профилактике и коррекции. Особенности и методы преодоления психогенной школьной дезадаптации базируются на представлениях, разрабатываемых в рамках психогигиены и психотерапии. В большей степени психокоррекционная и профилактическая работа должна способствовать познанию ребёнком собственных возможностей и оптимизации условий жизни ребёнка, процесса его обучения и воспитания. В условиях, как профилактики, так и коррекции должны учитываться три главных компонента работы и связи между ними: школа – ребёнок – семья. Итоговой целью работы в целом является как разрешение уже возникших школьных трудностей, так и профилактика социальной дезадаптации в последующей жизни.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent