Братолюбов, Георгий Александрович
Братолюбов Георгий (Юрий) Александрович (1892—1919) — русский советский авиатор, один из первых красных военных летчиков, практиков и основателей авиации в СССР. БиографияРодился 5 октября 1892 года в семье инженера Александра Ивановича Братолюбова, работавшего в то время в должности заведующего технической частью и слесарно-механическими мастерскими на металлическом и железостроительном заводах А. В. Казанцева в Москве. Старший брат — Александр Александрович, инженер-изобретатель зажигательных авиабомб. В начале августа 1914 года студент математического факультета Петроградского университета Георгий Братолюбов добровольно вступил в армию. Получил назначение в артиллерию. Ранен. После выздоровления направлен в Константиновское артиллерийское училище, курс которого прошел за шесть месяцев. В Первой мировой войне участвовал сначала как артиллерист, затем — как летчик-наблюдатель. В 1915 г. — прапорщик, в 1916 г. — подпоручик. Награждён в том числе орденом Св. Георгия 4-й степени:
В феврале 1916 г. получил назначение в 19-й корпусной авиационный отряд летчиком-наблюдателем, но его тянуло к штурвалу. В январе 1917 г. направлен в Севастопольскую авиашколу. Через шесть месяцев Братолюбов был уже инструктором, а еще через два – начальником отделения высшего пилотажа. Осенью 1917 г., вскоре после Революции, Г. Братолюбов добровольно поступает в авиацию Красной Армии и принимает активное участие в сражениях Гражданской войны. Стал командиром авиаэскадрильи. В 1918 на празднике авиации в Москве Братолюбов демонстрирует фигуры высшего пилотажа. Фактически он был автором первого руководства по высшему пилотажу. В 1918 году Братолюбов был одним из первых сотрудников журнала «Вестник Воздушного Флота». С августа 1918 года Братолюбов работал сначала инструктором «для ведения обучения полётам и высшему пилотажу», а затем начальником Московской школы военных летчиков. Последний приказ по авиашколе за № 39 от 25 августа 1919 г. Братолюбовым не был подписан: по версии З. Сорокина, приказ не успели вовремя привезти на вокзал, с которого Братолюбов отбыл на фронт во главе Московского авиаотряда особого назначения, действовавшего против частей генерала Мамонтова. Вскоре он погиб: 21 сентября 1919 года был захвачен в плен во время выполнения боевого задания и вынужденной посадки на одноместном истребительном триплане модели «Сопвич» (Sopwith), вместе с летчиком Герасимовым. Причина посадки — повреждение двигателя. Герасимов пытался прийти на помощь Братолюбову, приземлился рядом, но в результате сломал стойку шасси своего самолета и оба попали в плен. Оба были расстреляны в Харькове белоказаками 4 октября 1919 года. Легенды, расхождения и противоречия в биографии
|