Военно-автомобильная дорога
Военно-автомобильная дорога — формирование и сооружение (военная дорога) в специальных (дорожных (ДВ)) войсках Вооружённых Сил СССР. Сооружение Военно-автомобильная дорога, сокращённо — ВАД — дорога, подготовленная для воинского движения, с развёрнутыми для её эксплуатации, технического прикрытия и восстановления силами и средствами дорожных войск. Включает в себя основные и запасные маршруты; обходы крупных транспортных узлов, городов, мостов, тоннелей и другое: дублирующие переходы через препятствия; подъезды к наиболее важным тыловым объектам, расположенным на данном направлении. ИсторияЕщё в древних походах войска, для совершения маршей к месту боевых действий, вынуждены были выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы. При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству дорог и мостовым работам («посошная рать»). Проходило время совершенствовалось военное дело и дороги имели всё большее значение для вооружённых сил государств.
С появлением военной техники и вооружения на колёсном и гусеничном ходу войска, стали сильно зависимы от количества и качества дорог на театре войны (театре военных действий). Дороги стали одним из определяющих факторов обеспечения широкого манёвра и подвижности войск, и в конечном итоге успехов в войне. Первая в РККА военно-автомобильная дорога центра (ВАДЦ №1) была создана на петрозаводском направлении во время Советско-финляндской войны 1939—1940 гг.. За время боевых действий по ВАДЦ было перевезено около 4 000 больных и раненых, около 18 000 человек и 27 000 тон грузов. К началу Великой Отечественной войны ДВ состояли из органов управления, частей и подразделений, которые выполняли дорожное обеспечение. Сложности, связанные с транспортным и дорожное обеспечением боевых действий в начальный период войны, потребовали принятия экстренных мер руководством государства рабочих и крестьян. Государственный комитет обороны СССР (ГКО СССР) 15 июля 1941 года принимает Постановление № 163 «Об организации автодорожной службы на шоссейно-грунтовых дорогах и формировании автотранспортных батальонов». Согласно этому постановлению формируются дополнительно автомобильные и дорожные части и соединения, разворачиваются десять военно-автомобильных дорог (ВАД) Ставки Верховного Главного командования.
Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением сформировывается автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое передается из состава Генерального штаба (ГШ) в ведение Тыла Красной Армии. К концу осени 1941 года дорожные войска Западного фронта содержали 1 190 километров фронтовых и 990 километров армейских военно-автомобильных дорог. В ноябре 1941 года фронтовые военно-автомобильные дороги находились восточнее, а армейские — западнее столицы Союза ССР. Также вокруг Москвы была подготовлена кольцевая военно-автомобильная дорога, соединившая все радиальные автомобильные и железнодорожные коммуникации (пути) столичного города. Дальнейшее усиление роли автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО Союза ССР № 3544, от 9 июня 1943 года, было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах (ВО). Ни одна операция в ходе Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов автотранспортной и дорожной служб, воинов автомобильных и дорожных соединений и частей. Согласно постановлению ГКО Союза ССР, от 16 января 1942 года, было предписано сформировать отдельные дорожно-строительные батальоны (одсб) численностью личного состава по 477 человек в ВО Союза — единиц: Московском — 8, Приволжском — 6, Среднеазиатском — 8, Сибирском — три, Уральском — 4, Южно-Уральском — три, Закавказском — 6, и отдельные мостостроительные батальоны (омостсб) численностью личного состава по 501 человеку в ВО — единиц: Московском — 4, Архангельском — два, Приволжском — два, Среднеазиатском — два, Сибирском — один, Уральском — два, Южно-Уральском — один, Закавказском — 10. Для выполнения боевых задач на ВАД (сооружениях), к середине 1943 года, в ДВ Вооружённых Сил Союза состояло:
За мужество и героизм личного состава, проявленные при выполнении задач по предназначению, ВАД № 15 награждена Орденом Красной Звезды. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог (сооружений), содержащихся дорожными войсками, в период Второй мировой, составила около 359 000 километров. По окончании Второй мировой войны в связи с демобилизацией Союза ВАД были расформированы. Виды и типыПо звеньям
По предназначению
По направлению
СоставФормированиеВ состав формирования входят:
СооружениеВ состав сооружения входят:
Сооружение (ВАД) должно соответствовать своему предназначению и предъявляемым к нему требованиям по эксплуатационным показателям, надёжности и живучести. Основные эксплуатационные показателиК основным эксплуатационным показателям ВАД относятся:
ФормированияВ период Великой Отечественной войны в ВС Союза существовали следующие ВАД:
|