Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Рабыня (фильм, 1968)

Рабыня (фильм, 1968)



«Рабыня» — советский фильм 1968 года режиссёра Булата Мансурова, по мотивам рассказа Андрея Платонова «Такыр».

Сюжет

1920-е годы, Туркменистан. Халлы-бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью Джамаль. Вскоре у Джамаль и её матери появляется друг — Стефан Катыгроб — австриец, попавший по время войны в плен и бежавший в Туркмению. Стефан предупреждает отряд Красной армии о засаде басмачей, и красноармейцы ликвидируют басмачей. Впрочем, Халлы-баю удаётся вывернуться, и он возвращается. Джамаль пытается убежать из дома от отца-тирана. Стефан, защищая свободу девушки, организует её побег, при этом сам попадает в руки басмачей и погибает. Тем не менее благодаря ему Джамаль вырывается на свободу — она теперь больше не рабыня — и скачет к отряду красноармейцев.

В ролях

  • Аман Одаев — Халлы-бай
  • Гевхер Нурджанова — Джамаль
  • Тарас Алейников — Стефан
  • Ходжан Овезгеленов — Язкули-ага
  • Ходжадурды Нарлиев — Чары
  • Ходжаберды Нарлиев — Курбан
  • Баба Аннанов — Клыч
  • Сабира Атаева — старшая жена
  • Набат Курбанова — эпизод
  • Сарры Каррыев — эпизод

Критика

Фильм, может быть, во многом не удавшийся, но, несомненно, талантливый. Больше того, «Рабыня» — явление сложное, трудное, я бы сказал, кое в чём и загадочиое. Вот почему Б. Рунин, автор рецензии в «Советском экране», воскликнул: «Какой странный фильм!» Мне кажется, что для этого фильма недостаточно рецензии, которая всегда предполагает только оценку, только определение того, что удалось и что не удалось. «Рабыня» требует анализа её поэтики.

Идя вслед учителю, Б. Мансуров тоже метафоризирует, но не кадр, как это делал Эйзенштейн, а эпизод. Его монтажная единица крупнее. Он пытается найти новое значение в столкновении «крупных молекул» фильма… Каждый эпизод «Рабыни» выстроен, как аттракцион, как эмоциональный, ударный кусок, обладающий собственным развитием и собственным зарядом. Столкновение этих кусков и должно выстроить в сознании зрителя новое единство фильма, его по-новому понятый сюжет.

— Михаил Блейман, журнал «Искусство кино», 1971 год

По существу, Мансуров возрождал в «Рабыне» эйзенштейновский принцип возбуждения эстетической активности зрителя и саму структуру «монтажа аттракционов». Метафоричность «Рабыни», присутствующая в фильме система символов, — строго рациональны. Каждый эпизод-аттракцион расцвечен множеством ярких контрастных деталей, орнаментален.

— киновед С. Д. Гурвич

Призы и награды

  • Премия IV Всесоюзного кинофестиваля (Минск, 1970) художнику Ш. Акмухамедову.
  • Специальный диплом Смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (1970) режиссёру фильма Б. Мансурову.

Добавлено Admin 11-01-2023, 06:00 Просмотров: 0
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent