Венок (сборник)
Венок — единственный прижизненный сборник стихов М. Богдановича, изданный в 1913 году, классический сборник белорусской литературы начала XX века. В истории национальной поэзии он стал одним из лучших образцов поэтического мастерства . ОписаниеМ. Свою коллекцию Богданович посвятил Сергею Палуяну . В письме белорусской писательницы В. Левицкий поэт писал : «Не хватает родных - гибель, да книжка это совсем молодая: ее стихи писались с половины 1909 до половины 1912 гг., когда мне было 17-20 лет. Но в ней все-таки есть и творчество, и вдохновение, и серьезная работа» СодержаниеСборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмы, расположенные на 120 страницах, которые были сгруппированы в циклы: «В заколдованном царстве», «Згукі Бацькаўшчыны», «Старая Беларусь», «Места», «Думы», «Вольныя думы», «Старая спадчына», «Мадонны» . В письмах к издателям были мнения дополнить «Мадонны» нижним «Каханне і смерць» (13 стихотворений) и добавить к 5 переводам из низшего 22 перевода стихов французского декадента Поля Верлена » Старая спадчына» и сформировать раздел «Из чужой земли». Однако книга была издана без дополнений и без послесловия «Ізноў пабачыў я сялібы» к поэме «Вэроніка» . По письмам в газету «Наша Ніва» М. Богданович намеревался включить в сборник разделы «Каханне і смерць» и «З чужой глебы» (переводы). Но эти разделы не вошли в «Вянок» и были опубликованы только после смерти поэта . Первое издание"Венок" был издан в начале 1914 г. усилиями " Нашей нивы " в виленской типографии Мартина Кухты (в заглавии книги указан 1913 г., но в этом году она не была издана). Тираж сборника составил 2000 экземпляров. В издании сборника приняло участие Белорусское издательское общество, на тот момент единственное издательство, выплачивавшее авторские гонорары. В своем последнем стихотворении умирающий в Ялте Богданович писал:
В белом доме у синей бухты Я не один, у меня есть книгаИз типографии г-на Мартина Кухты. Интересные факты
Издания
КритикаА. Луцкевич дал следующую рецензию на «Венок» :
Богданович умеет все оживить, превратив по-своему. И легко льются его стихи реальным фактам филигранной работы, а кожин формой заходит к мысли. Мыслей тех – богато, и вот видим в венке стихи такой формы,такого строения, – часто очень редкой, – которой могут похвастаться только наиболее культурные народы с превыше развитой литературным языком» М. Лужанин отмечал :
|