Бордовская, Нина Валентиновна
Нина Валентиновна Бордовская (род. 9 декабря 1952, с. Мачеха, Волгоградская область) — советский и российский педагог, специалист по психологии научной деятельности студента. Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития СПбГУ. Действительный член (академик) РАО с 26 апреля 2005 года. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2021) БиографияНина Валентиновна Бордовская (Бочкина) родилась 9 декабря 1952 г. в с. Мачеха Волгоградской области. В 1973 г. с отличием окончила математический факультет Волгоградского государственного педагогического университета. В 1973 г. начала работать учителем математики. В 1979 г. стала преподавателем математики Волгоградского политехнического института. В 1979—1988 гг. — ассистент кафедры методики математики и физики, затем старший преподаватель кафедры общей педагогики, заведующий кафедрой методики преподавания в начальной школе, заведующий кафедрой дошкольного воспитания Волгоградского государственного педагогического университета. В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию «Формирование самостоятельности у старших школьников: На примере взаимосвязи процесса обучения и комсомольской работы». В 1991 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы формирования самостоятельности школьника». С 1993 г. является профессором по кафедре педагогики. С 1994 г. переехала в Санкт-Петербург. С 2000 г. заведует кафедрой психологии и педагогики личностного и профессионального развития факультета психологии СПбГУ. С 2005 г. — академик РАО. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2003). Муж — академик РАО Г. А. Бордовский. Научная деятельностьОсновная область научных интересов — психология научной деятельности студента, педагогические методы и средства развития самостоятельности субъекта образовательного процесса, проблемы и методы оценки качества образования и преподавания, современные образовательные технологии и интерактивные методы обучения. Является автором педагогической теории развития самостоятельности и педагогической системологии. В работах, посвящённых диалектике педагогического процесса, рассматриваются вопросы логики и методологии педагогического исследования на фоне развития педагогической науки и научно-педагогического знания. Утверждается важность непрерывности и преемственности в педагогическом процессе. Работы 2000-х годов демонстрируют возможности междисциплинарного подхода к изучению терминологической компетентности педагога. Описана авторская методика изучения структурно-функциональной модели терминологической компетентности и представлены результаты апробации на всех уровнях образования. Охарактеризованы особенности разных уровней развития терминологической компетентности, разработана система показателей и критериев ее оценки. Исследованы социально-профессиональные условия и психологические факторы развития терминологической компетентности педагога в процессе подготовки к преподавательской работе. Основные работыКниги
|