Лютневая музыка XVI—XVII веков
«Лютневая музыка XVI—XVII вв.» — музыкальный альбом советского гитариста и лютниста Владимира Вавилова с записями произведений для лютни, первоначально выпущенный в 1970 году фирмой «Мелодия». Альбом пользовался успехом и тираж альбома несколько раз допечатывали (поэтому в разных источниках значатся разные годы выхода пластинки). Несмотря на то, что Вавилов указан как лютнист, в самой записи вместо лютни использовалась лютневидная гитара. Косвенным подтверждением этого является отсутствие фотографий Вавилова с лютней. Авторство большинства музыки на альбоме было приписано западноевропейским композиторам XVI—XVII веков, но настоящим автором всех произведений на альбоме, кроме «Зелёных рукавов» и «Спандольетты», был сам Владимир Вавилов. Ещё одно произведение «Турдьон» написано на основе подлинной мелодии из сборника Пьера Аттеньяна «Вторая книга танцев», к которой Вавилов добавил сольную вставку в середине, возможно, собственного сочинения. Пластинка приобрела популярность и многократно переиздавалась. Музыкальные фрагменты с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. Слушатели после выхода пластинки сразу обратили внимание на несколько произведений: «ричеркары», английскую народную песню «Зелёные рукава». Очень популярной в СССР и позднее в России стала мелодия сюиты для лютни «Канцона и танец». «Канцона» стала музыкой песни на слова Анри Волохонского «Рай», более известной как «Город золотой», которую впервые исполнил Алексей Хвостенко и ставшей шлягером группы «Аквариум» в исполнении Б. Гребенщикова. В XXI веке всемирную популярность обрела ария Ave Maria с этого альбома лютневой музыки, вошедшая в репертуар звёзд мировой оперной сцены и звёзд популярной музыки. Список композицийИздание 1970 года
Издания на CD(автор музыки: Франческо да Милано) (автор музыки: Джулио Каччини) (автор музыки: Николо Нигрино) (автор музыки: Винченцо Галилеи) (автор музыки: Ганс Найзидлер) (автор музыки: Жан Байф) (автор музыки: Дени Готье) (автор музыки: Франческо да Милано) (автор музыки: Франческо да Милано) (автор музыки: Франческо да Милано) (автор музыки: Франческо да Милано) (автор музыки: Франческо да Милано) МистификацияНа пластинке было указано, что большинство композиций — музыкальные произведения XVI—XVII веков. Но исследователи обнаружили, что настоящим композитором почти всех произведений, за исключением «Зелёных рукавов» и «Спандольетты», был Владимир Вавилов. Причиной для такой мистификации были опасения Вавилова, что в то время государственная фирма грампластинок не выпустила бы диск с сочинениями малоизвестного лютниста. Поэтому Вавилов, который очень хотел, чтобы музыку услышали слушатели, пошёл на хитрость и приписал авторство своих произведений композиторам эпохи ренессанса и «неизвестным авторам». Впоследствии его дочь, Тамара Владимировна, вспоминала: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». Также высказывалось предположение, что пластинку с таким религиозным сочинением как Ave Maria просто не пропустила бы цензура, даже если бы её написал официальный советский композитор. Музыканты
|