Войти  |  Регистрация
Авторизация

Ездец



Ездец (драконборец, змееборец) — один из главных элементов государственного герба России. В общем виде — всадник, поражающий крылатого змея (дракона).

В настоящее время блазон представляет собой:

серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне, поражающего серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея»

Происхождение

Изображения конного воина начали появляться на актовых печатях древнерусских князей в начале XIII века. Впервые его стал использовать новгородский князь Мстислав Удатный, встречается она и в печати Александра Невского. Первым московским князем, кто начал использовать в своей печати изображение воина, был Дмитрий Донской. До него московские князья изображали на печатях мирного всадника с соколом в руке; подобный мотив часто встречается на монетах XIV — середины XV веков. При великих князьях Василии I и Василии II всадник-сокольник сосуществует со всадником-воином, при этом предпочтение отдаётся мирному коннику. Наконец, при Иване III верх берёт изображение всадника-воина. Драконоборец изображается с одной стороны печати великого князя, в то время как с другой стороны — двуглавый орёл.

Возникновение змееборческого сюжета в русских княжествах совпадает со временем, последовавшим за победой Дмитрия Московского на Куликовом поле. Сыновья Дмитрия Ивановича, его племянники, внук, правнук, князья, придерживающиеся «московской ориентации», например Василий Михайлович Кашинский, считали этот сюжет «своим», помещая на печатях и монетах, а также на бытовых предметах. Значительное распространение подобный сюжет получает на деньгах московского князя Василия II, переходя затем на монеты его сына Ивана III который использует всадника, поражающего дракона, буквально с первых лет правления не только на монетах, но и на печатях, наградных деньгах.

Со времени Ивана Грозного и раньше всадник на русских монетах и печатях трактовался как «князь великий на коне, а имея копье в руце». Подобная трактовка изображения оставалась неизменной до начала 18-го века, и только в петровское время (примерно с 1710-х) его впервые стали называть «святым Георгием». Это было связано с установлением имперской эмблематики. (См. также Орден Подвязки Ивана Грозного).

Среди исследователей неоднократно поднимался вопрос об итальянском следе в происхождении русского ездеца. Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра, балтийский Перкунас, славянский Перун). Отмечают, что она восходит к дохристианским культам.

  • Ездец Мстислава Удатного

  • Печать Александра Невского. После 1236 г.

  • Печать Дмитрия Донского. XIV в.

  • Монета Василия Тёмного. Середина XV в.

  • Печать Ивана III. Конец XV века. Лицевая сторона.

  • C герба Алексея Михайловича 1667 г.

  • Герб Московской губернии. 1856 г.

  • Ездец с герба Российской империи 1882 г.

  • Герб Москвы


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent