А-100
А-100 «Премьер» — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Самолёт может обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных, морских и наземных целей, а также управлять беспилотниками. В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечивает устойчивую связь с различными группировками войск. Самолёт получает информацию не только со своего радара, но и от космических спутников. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН). Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой. Ранее поставки в ВВС России планировалось начать в 2016 году; самолёты начнут поступать в ВКС России в 2024 году. История21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования в самолёт ДРЛО типа А-100. Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создаётся концерном радиостроения «Вега». По словам гендиректора концерна «Вега» (изготовитель самолёта), комплекс разрабатывается по гособоронзаказу на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. Российский летающий радар может одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии в 650 км, с новым оборудованием самолет превосходит все зарубежные аналоги, включая американские Boeing E-3 Sentry. Самолёт оснащён цифровым навигационным комплексом и двухдиапазонным локатором с фазированной антенной решёткой. А-100 способен находиться в воздухе на расстоянии 1000 километров от базы до 6 часов. Сообщалось, что завершение работ по новому самолёту А-100 запланировано на 2017 год. 26 октября 2016 года летающая лаборатория для самолёта ДРЛО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух. Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолёта А-50. Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева. В июле 2020 года стало известно о том, что для ВКС РФ построят ещё один самолёт А-100, который присоединится к программе испытаний, рассчитанных на срок до 2024 года. Сообщалось также, что после завершения испытаний в 2024 году начнётся серийное производство А-100 и замена парка устаревающих самолётов ДРЛОиУ А-50. Таким образом, сроки окончания испытаний и начала серийного производства самолёта значительно сдвинулись по сравнению с первоначально заявленными сроками. Если изначально планировалось завершить испытания и начать поставки в 2016 или 2017, то позже эти сроки официально сдвинули на 2024 год; подобная судьба была и у А-50, разработка и испытания которого шли 12 лет. 10 февраля 2022 года состоялся первый полёт комплекса А-100 с включенным бортовым радиотехническим комплексом (БРТК). КонструкцияОсновой для самолёта А-100 стал самолёт А-50ЭИ, в конструкцию которого внесены следующие изменения:
|