Культура Твери
Тверь является крупным культурным центром России. По данным администрации города (по состоянию на 2006 год), в нём работает 3 профессиональных театра, академическая филармония, 5 музеев, 24 дома и дворца культуры. Действуют региональные отделения творческих союзов: Союза писателей, Союза художников, Союза фотохудожников, Союза кинематографистов, Союза архитекторов, Союза журналистов, Союза театральных деятелей, Союза композиторов, Союза геральдистов. Театры
БиблиотекиВ городе работают 3 библиотеки в подчинении Тверской области, муниципальная (городская) библиотечная система, объединяющая 20 библиотек-филиалов Центральной городской библиотеки им. Герцена, а также библиотеки высших учебных заведений города.
Музеи
КинотеатрыВ городе действуют четыре кинотеатра: «Звезда», «Silver Cinema», «Панорама» и «Синема Стар». Раньше также работали кинотеатры:
АрхитектураДо середины XVIII века Тверь имела радиальную планировку с узкими улицами, расходившимися от Тверского кремля и застроенными в основном деревянными домами. Центральную часть города опоясывал земляной вал, на котором возвышались бревенчатые стены с боевыми башнями. В кремле было трое ворот: Владимирские (выходившие на северо-восток), Тьмацкие (расположенные со стороны реки Тьмаки) и Волжские (на северо-западе). За пределами кремля располагались Загородский посад, Затьмацкий посад, Заволжский посад, Затверецкий посад. В 1763 году сильнейший пожар уничтожил центральную часть города, а десятью годами позже выгорела уже Заволжская сторона. Таким образом, архитектура древней Твери утрачена. Исключение составляет крохотная приходская церковь XVI века, «Белая Троица», искажённая пристройками XIX века. Последний из памятников XVII века, шестистолпный Спасо-Преображенский собор, был снесён в 1935 году. После пожара 1763 года город застраивался в камне по регулярному плану, составленному в 1763—1766 архитекторами П. Р. Никитиным, М. Ф. Казаковым, А. В. Квасовым и др. В основе плана — трёхлучевая композиция (лучи расходятся от Полукруглой площади (ныне Советская площадь) к середине и к углам древнего земляного кремля, так называемый «Версальский трезубец») с 4 площадями на длинной центральной магистрали (ныне Советская) и главной, 8-угольной в плане, площадью (ныне Площадь Ленина). Эта трёхлучевая планировка была совмещена с уже сложившейся прямолинейной. В период екатерининской градостроительной реформы Тверь получила классицистическую застройку набережной Волги. Среди наиболее интересных зданий в стиле классицизма — бывший магистрат (1770—1780) и Дворянский дом (1766—1770). В стиле классицизма с элементами барокко построены Путевой дворец Екатерины II (1763—1767, архитектор — М. Ф. Казаков, достроен в 1809—1812 архитектором К. И. Росси), бывшее Дворянское собрание (1841, арх. — Львов) с колонным залом, мужская гимназия (1844, арх. — К. Б. Гельденрейх). Почти все тверские храмы представляют собой вариации на тему «восьмерик на четверике». Большей частью это грузные восьмерики со скупым фасадным декором, первоначально с шатровыми колокольнями (многие в советское время были разрушены). Этот тип восходит, вероятно, к собору Отроча монастыря (1722); его дальнейшее развитие представляет пластичная Екатерининская церковь на Волге (1774—81). В эпоху зрелого классицизма в Твери возводятся крупные по размерам бесстолпные храмы с несколькими фронтонами; из их числа сохранились Вознесенская церковь (1833, архитектор — И. Ф. Львов) и собор Христорождественского монастыря (1810-е года). В XIX — начале XX века Тверь застраивалась преимущественно деревянными и каменными 1-2-этажными домами. В этот же период был построен «Морозовский городок» — комплекс застройки в псевдоготическом стиле высотой в 4-5 этажей. Наиболее характерно из них здание казармы «Париж», построенное в 1910—1913 годах по проекту архитектора В. К. Терского. Характерными представителями этого же стиля являются «Казармы Берга», выстроенные в 1901—1905 годах по проекту архитектора К. К. Шмидта. Архитектура модерна, господствовавшая в этот период в Петербурге, не получившая широкого распространения в Твери. Тем не менее, эпоха модерна оставила после себя несколько замечательных сооружений: Романовская школа (1913, арх. П. Ф. Богомолов и Н. Н. Покровский), Карповское училище (1903, арх. А. П. Фёдоров), Старый мост (1900, инж. В.Точинский) и др.. В 1930-е гг. заметное влияние на облик Твери оказывает конструктивизм (кинотеатр «Звезда», 1937, арх. — В. П. Калмыков, Дворец пионеров и школьников, арх. — И. И. Леонидов, 1939, Дворец культуры «Металлист», 1930, позднее перестроен), первые признаки которого проявились в архитектуре здания «10 лет Октября» (1927, арх. В. Н. Голубов). В скором времени конструктивизм сменяется ранним сталинским неоклассицизмом (речной вокзал, 1938, арх. П. Райский и Е. Н. Гаврилова, дом ворошиловских стрелков, 1935, арх. В. Анфёров и др.). Своего расцвета стиль достигает после войны, в эпоху триумфального неоклассицизма. Помимо отдельных помпезных зданий (драматический театр, 1951, «дом с Оптикой», 1950, арх. Т. А. Кордюкова) город получает целые ансамбли площадей Мира (1958, арх. Т. А. Кордюкова), Новопромышленной площади (1958, арх. Д. Н. Мелчаков), Московской заставы (1953) и др. Одним из последних зданий в данном стиле стал дворец культуры имени Трусова, построенный в 1960 году. Борьба с архитектурными излишествами завершила эпоху советского монументального классицизма. Дальнейшая застройка города велась в основном по типовым проектам методами индустриального домостроения. Современный город сохранил исторически сложившуюся планировку, построены новые общественные здания, на окраинах — жилые районы типовой застройки. Встречаются единичные памятники других стилей, как, например, русско-византийского (железнодорожный вокзал, 1848, архитектор — Р. А. Желязевич), неорусского (Часовня Иоанна Кронштадтского, 1913, арх. П. Ф. Богомолов). ПамятникиВ городе расположены несколько мемориалов и обелисков, а также многочисленные памятники, большая часть из которых сосредоточена в центральной части города:
Культурные мероприятия и городские праздникиДень городаДень города впервые проводился в Калинине в июне 1987 года. Позже день города стал проводиться в последнее воскресенье июня, а с 2010 года в связи с просьбами жителей города празднование дня города было перенесено на последнюю субботу июня. Как правило, праздник проходит два дня — торжественное открытие в 18.00 пятницы и основное мероприятие в субботу. Заканчивается праздник в субботу салютом в акватории реки Волги, между мостами. День освобождения городаДень освобождения города отмечает ежегодно 16 декабря, первые широкомасштабные торжественные мероприятия по случаю годовщины освобождения города прошли в 2001 году, с 2011 года они проводятся ежегодно. В честь знаменательной даты в городе проводится торжественные мероприятия и церемонии: возложение венков к братским могилам и воинским захоронениям, расположенных в городе, парад войск тверского гарнизона, концертно-патриотические программы. Торжественная программа завершается праздничным салютом. Из Калинина в ТверьИз Калинина в Тверь - поэтический фестиваль, который проводится в городе с 2012 года. Изначально фестиваль задумывался как «фестиваль шаговой доступности» для поэтов Москвы и Петербурга, но его география впоследствии расширилась. ГраффитиБлагодаря удобному расположению между Москвой и Санкт-Петербургом, Тверь является местом встреч и совместных работ многих общепризнанных русских и зарубежных граффити-художников. Такое движение «из центров в центр» способствует развитию граффити-туризма. Первый специализированный граффити-магазин в России был открыт в Твери в 1992 году. Многие организации, такие как магазины, производства и общественные заведения, заказывают граффити-оформление для фасадов своих зданий и помещений для привлечения новых клиентов. Благодаря обильному потоку стрит-арт художников, работающих в разных стилях и направлениях, потенциальный заказчик может без особых усилий выбрать любой понравившийся дизайн и связаться с художником через местный граффити-магазин, который является своеобразным посредником между клиентами и художниками. Администрация города Твери поддерживает популярную культуру, ежегодно проводя фестивали граффити под открытым небом как для начинающих, так и для уже состоявшихся художников. Граффити художники в Твери организуют совместные росписи и вечеринки, сопровождаемые музыкой, зрелищными танцами и рисованием. В Твери проживает известный в России граффити художник Виктор Лебедев, также известный под творческими псевдонимами «Джок» и «Джокер», создающий работы на улицах с 2007 года. Виктор Джок получил широкую известность после создания портрета российского писателя А. И. Солженицына на торце жилого пятиэтажного здания на Смоленском переулке, приуроченный к 100-летнему юбилею писателя в 2018 году. Портрет не был закончен в связи с открытым протестом отдельных жильцов дома и города. В течение двух лет в продолжении протестов портрет забрызгивали цветной краской, стреляли из пейнтбольного ружья и подписывали бранные слова. Ночью неизвестные исправили цитату А. И. Солженицына рядом с портретом «Жить не по лжи» на «Жить по лжи». В июле 2020 года граффити портрет был закрашен белой краской активистами партии Рот Фронт. Внимание к закрашенному портрету привлекали дизайнер Артемий Лебедев, журналист Илья Варламов и политик Евгений Ройзман. Спустя неделю губернатор Тверской области Игоря Руденя сообщил, что новый портрет будет восстановлен автором закрашенного граффити Виктором Джоком Лебедевым на новом месте на пересечении улицы Трёхсвятская и бульвара Радищева. |