Эскадренные миноносцы типа «Моми»
Эскадренные миноносцы типа «Моми» (яп. 樅型駆逐艦 Момигата кутикукан) — тип японских эскадренных миноносцев. Как и все японские эсминцы II класса того времени, имели «ботанические» названия. Конструкция и строительствоЗаказаны тремя группами: по программам 1918 года — 8 единиц («Моми», «Кая», «Нирэ», «Наси», «Такэ», «Каки», «Кури», «Цуга»), 1919 года — 5 единиц («Фудзи», «Кику», «Аои», «Хаги», «Сусуки») и 1920 года — 8 единиц («Аси», «Цута», «Вараби», «Хасу», «Хиси», «Сумирэ», «Ёмоги», «Тадэ»). Дальнейшее развитие эсминцев типа «Момо». Во многом повторяя предыдущий проект, корабли типа «Моми» имели планировку машинно-котельных отделений и размещение орудий, аналогичную используемым на английских эсминцах серии «S»(что, в частности, привело к очень малым углам обстрела орудия № 2). На эсминцы было установлено значительно более совершенное вооружение, чем на типе «Эноки»: три 120-мм орудия Тип 3 с длиной ствола 45 калибров(в одиночных установках, прикрытые броневыми щитами), два 7,7-мм зенитных пулемёта, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, кроме того, имелось тральное оборудование и съёмные рельсы для установки мин. Силовая установка состояла из двух паровых турбин прямого действия конструкции Брауна-Кёртисса («Кая», «Вараби» и «Тадэ»), Золи («Сумирэ» и «Ёмоги»), Парсонса(«Хиси» и «Хасу»), Мицубиси(«Каки») и Кампон (остальные 13 кораблей). В силу несовершенства последних не все эсминцы на испытаниях развили проектную скорость, в частности, «Кури» достиг всего 35,2 узла. В котельных отделениях было установлено три паровых котла «Кампон» (18,3 кг/см²; 300°С; «Ро-Го», малая версия) с нефтяным питанием (один в носовом и два в кормовом), дым от них отводился в две дымовые трубы (носовая была сдвоенной). Недостаточная мореходность не позволяла эсминцам действовать в открытом океане, хотя в прибрежных водах они показали себя с лучшей стороны. В 1921—1923 годах также было построено ещё 8 кораблей по изменённому проекту (тип «Вакатакэ»). История службыВступив в строй в 1919—1922 годах, эсминцы типа «Моми» ввиду своей многочисленности (21 единица) и высоких на тот момент тактико-технических характеристик стали основой миноносных сил Объединённого флота, занимаясь патрулированием прилегающих к метрополии вод Восточно-Китайского, Японского и Жёлтого морей. В середине 20-х годов корабли прошли модернизацию, в ходе которой была установлена улучшенная система управления огнём, на ходовом мостике был размещён дальномер, находившийся там ранее прожектор перенесли на площадку за второй трубой, а оба пулемёта разместили на первом ярусе носовой надстройки. После окончания работ эсминцы типа «Моми» стали практически полностью идентичны более поздним типа «Вакатакэ». 24 августа 1927 года «Вараби» был потерян в результате столкновения с крейсером «Дзинцу» у Майдзуру. Погибло 106 членов экипажа. Ко времени начала боевых действий в Китае два дивизиона, составленных из эсминцев этого типа: 15-й («Фудзи», «Хаги», «Сусуки», «Цута») и 27-й («Аси», «Хиси», «Сумирэ») входили в состав 1-й эскадры эскадренных миноносцев, а 28-й дивизион («Тадэ», «Хасу», «Ёмоги») находился в составе Китайской эскадры. В связи с ограничением тоннажа флота Вашингтонским и Лондонским морскими договорами, в 1932-39 годах из состава флота исключили «Моми», «Кая», «Наси», «Каки», «Нирэ», «Такэ», «Сумирэ» и «Аси», чтобы высвободить лимит под более совершенные корабли. На слом при этом были сданы только три первых, а остальные переклассифицировали в тендеры. В 1937 году на семи единицах («Фудзи», «Сусуки», «Хиси», «Хасу», «Цука», «Ёмоги», «Тадэ») увеличили высоту дымовых труб и установили на них козырьки. В 1939—1940 годах девять эсминцев переоборудовали в патрульные корабли. Вместо названий они получили номера: «Кику» — № 31, «Фудзи» — № 36, «Аои» — № 32, «Хиси» — № 37, «Хаги» — № 33, «Ёмоги» — № 38, «Сусуки» — № 34, «Тадэ» — № 39, «Цута» — № 35. В качестве вооружения были установлены два 120-мм орудия, шесть 25-мм зенитных автоматов и 60 глубинных бомб. Носовой котёл был демонтирован, а вместо него был размещён балласт для улучшения остойчивости и дополнительные топливные цистерны. Также была установлена гидроакустическая аппаратура. Водоизмещение после этого увеличилось до 935/1162 тонн, мощность силовой установки снизилась до 12000 л. с., а скорость до 18 узлов. В начале войны на № 31 (бывший «Кику») дополнительно поставили два 25-мм автомата. Пять единиц, ранее классифицировавшихся как тендеры («Каки», «Нирэ», «Такэ», «Сумирэ» и «Аси»), в 1940 году переоборудовали в учебные корабли. С них сняли носовой торпедный аппарат и одну-две 120-мм пушки. Носовое котельное отделение ликвидировали, водоизмещение уменьшилось до 755 тонн, мощность до 7000 л. с., а скорость до 14 узлов. Зенитное вооружение не устанавливалось, так как их предполагалось использовать в зоне береговой ПВО. Ко времени вступления Японии во Вторую Мировую войну только «Хасу», «Кури» и «Цуга» сохранили свою принадлежность к классу эсминцев. К тому моменту с них было демонтировано тральное оборудование, а минные рельсы были заменены бомбосбрасывателями с 36 глубинными бомбами. Использовались эти корабли на вторых ролях, благодаря чему им удавалось почти до самого конца войны избегать бомб и торпед противника. Первая потеря произошла только 15 января 1945 года, когда самолеты 38-го оперативного соединения потопили «Цуга» в гавани Макунга на Пескадорских островах. «Кури» и «Хасу» капитулировали в сентябре 1945 года, но первый 8 октября подорвался на мине у корейского порта Пусан. Второй был повреждён во время налёта 16 января в Гонконге, стоял в ремонте и в 1946 году его разобрали в Сасебо. Переоборудованные в патрульные корабли единицы активно использовались в боевых действиях на Тихом океане и понесли тяжёлые потери. Уже 23 декабря 1941 года во время высадки десанта на атолл Уэйк выбросились на берег и были уничтожены американской береговой артиллерией № 32 («Аои») и № 33 («Хаги»). Спустя месяц,24 января 1942 года № 37 («Хиси») был потоплен артиллерией американских эскадренных миноносцев «Поуп» и «Паррот» у Баликпапана. Позже его подняли и сдали на слом. 2 сентября 1942 года американская армейская авиация потопила № 35 («Цута») в гавани Лаэ на Новой Гвинее. Уцелевшие пять кораблей в 1942-43 годах переоборудовали в носители 14-метровых десантных катеров «Дайхацу». Надводный борт в кормовой части срезали до ватерлинии, чтобы обеспечить последним плавный спуск на воду. Корабли могли нести по одному катеру, 150 десантников или 18 глубинных бомб, сбрасываемых из 4 бомбомётов. 6 марта 1943 года № 34 («Сусуки») получил тяжёлые повреждения при столкновении с кораблем-целью «Якадзэ» (бывший эсминец типа «Минэкадзэ»). Был отбуксирован на Трук для ремонта, где его 3 июля 1944 года и потопила американская палубная авиация. 23 апреля 1943 года сопровождавший конвой № 39 («Тадэ») был потоплен американской подводной лодкой «Сивулф» северо-восточнее Тайваня. 30 марта 1944 года в результате атаки палубных самолётов 58-го оперативного соединения в районе Палау был потоплен № 31 («Кику»). 25 ноября 1944 года севернее мыса Энганьо на Лусоне в результате торпедной атаки американской подводной лодки «Атул» затонул № 38 («Ёмоги»). № 36 («Фудзи»), повреждённый 17 мая 1945 года в Сурабае самолётами с британского авианосца «Илластриес» и американского «Саратога», пережил войну, был передан Нидерландам и в 1947 году разобран на металл. Пять единиц, исключенных из состава флота и ранее переклассифицированных в тендеры, использовались как учебные корабли. Четыре из них сменили названия («Нирэ» стал «Томариура № 1», «Аси» — «Томариура № 2», «Сумирэ» — «Митака», «Каки» — «Осу»). «Осу» и «Митака» (бывшие «Каки» и «Сумирэ») в 1944 году полностью разоружили, а на их палубах соорудили обширные деревянные надстройки, в которых разместились учебные классы. Эти корабли использовались для подготовки специалистов по торпедному и противолодочному вооружению, а также пилотов-смертников для катеров «Синъё». Все пять единиц благополучно пережили войну и были сданы на слом в 1947—1948 годах. Представители серииПри закладке «Вараби» изначально получил название «Токо», а «Тадэ» «Фуйо». |