Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Иртидад

Иртидад



Иртидад (араб. ارتداد — отступничество, переход из одного состояния в другое) — вероотступничество из ислама, один из самых больших грехов в нём. Совершившего иртидад называют муртадом.

К вероотступничеству относится отрицание существования Аллаха, непризнание пророков, отрицание обрядов, установленных в Коране, намерение стать в будущем неверным (кафиром) и др.

Для того, чтобы вероотступничество считалось свершившимся, необходимо выполнение двух условий:

  • вероотступник должен быть в полном сознании и умственно полноценным.
  • заявление о вероотступничестве не должно быть сделано по принуждению.
  • Мусульманские правоведы (факихи) считали, что взрослые мужчины-вероотступники однозначно должны быть казнены. Женщины-вероотступницы должны либо содержаться под арестом и принуждаться к принятию ислама, либо, так же как и мужчины, казнены. Перед казнью вероотступнику предлагают вернуться в ислам, и в случае возвращения этот человек освобождается из-под заключения. В случае отказа ему даётся 3 дня на обдумывание решения и покаяние.

    Первым проявлением вероотступничества был отход от ислама некоторых арабских племён после смерти пророка Мухаммада. Военные экспедиции, направленные Праведным халифом Абу Бакром в разные области Аравийского полуострова, помогли вернуть отпавшие аравийские племена в состав Халифата..

    Положение вероотступников

    Согласно исламскому вероубеждению, тот вероотступник, который не вернулся в ислам и не раскаялся, будет вечно гореть в самых глубоких уровнях ада. Согласно шариатскому законодательству вероотступничество является одним из наитягчайших форм неверия (куфра). В некоторых богословско-правовых школах (мазхабах) считается, что с момента вероотступничества все благие деяния, которые имели место в жизни человека до этого, оказываются пустыми и бессмысленными. Шариат расценивает вероотступничество как отпадение от ислама и отход к куфру независимо от того, было это сделано намеренно или это действие или высказанное слово привело к неверию. Даже высказанное в шутку заявление о вероотступничестве в шариате квалифицируются как отрицание ислама и впадение в куфр.

    Примеры вероотступничества

    Вероотступничеством являются следующие действия:

  • Отрицание существование Бога;
  • Отрицание Божественных атрибутов;
  • Непризнание хотя бы одного из пророков;
  • Клевета на какого-либо пророка;
  • Признание разрешёнными греховных деяний, которые считаются согласно иджме мусульманских учёных запрещёнными;
  • Признание запрещёнными деяний, которые согласно иджме мусульманских учёных разрешены;
  • Отказ от признания того, что в шариате является обязательным (фард);
  • Вера в обязательность того, что иджма мусульман не признала обязательным (фардом);
  • Наличие намерения стать в будущем неверным (кафиром) или сомневаться в своей вере;
  • Издевательство над религией.
  • Условия вероотступничества

    Для признания вероотступничества свершившимся фактом, необходимо выполнение двух условий: осознанность совершения вероотступничества (акль) и непринуждённость.

    Здравомыслие

    Человек, преступивший грань, должен быть в полном сознании и умственно полноценным. Вероотступничество, совершенное психически больным человеком или несознательным ребёнком, шариат считает недействительным. Ханафиты считают недействительным вероотступничество, совершённое в нетрезвом состоянии и во сне. Однако шафииты и ханбалиты считают принятие и отказ от ислама в нетрезвом состоянии действительными и свершившимися. Пьяного человека, совершившего иртидад, не убивают, а дожидаются, пока он будет трезвым, а затем дают ему 3 дня для того, чтобы он покаялся.

    Вероотступничество несовершеннолетнего ребёнка, согласно всем школам мусульманского права, считается свершившимся, но имамы Абу Ханифа и Мухаммад аш-Шайбани не допускали тяжелого наказания для таких детей. Имамы Абу Юсуф и аш-Шафии считали недействительным принятие ребёнком ислама и вероотступничество, так как они не несут ответственности за свои поступки. Они ссылались на хадис пророка Мухаммада, в котором говорится, что «не будут спрошены дети до достижения ими совершеннолетия». В книге «Фатх аль-кадир» и других источниках сообщается, что имам Абу Ханифа позднее тоже принял эту позицию. Все суннитские мазхабы, кроме шафиитского, считают принятие ислама и отступничество несовершеннолетнего ребёнка свершившимися.

    Непринуждённость

    Исламские богословы не считают вероотступником того мусульманина, которого принудили к вероотступничеству силой, в то время как он на самом деле он остался мусульманином в душе. Обязательным условием является заявление о вероотступничестве, сделанное самим человеком, на основании его желания.

    Правовые постановления относительно вероотступников

    Все мусульманские правоведы (факихи) считали, что вероотступники в конечном итоге должны быть казнены. Основанием для этого является хадис пророка Мухаммада: «Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию». Казнить вероотступника возможно только по решению шариатского суда в исламской стране. Однако если иртидад совершён на войне, то вероотступника можно убить без суда прямо на поле боя. Во всех других случаях убийство муртадда запрещено.

    Исламские правоведы единодушны в том, что мужчина-вероотступник подлежит казни. В вопросе о том, как следует поступить с женщиной-вероотступницей, их мнения разошлись. Ханафиты считают, что женщину в таких случаях убивать нельзя, её необходимо содержать под арестом и принуждать к принятию ислама. Однако в других мазхабах считают, что женщину-вероотступницу следует казнить. Основанием для такого мнения служит следующий хадис: «Если какой-либо мужчина вышел из Ислама, то вначале пригласите его в Ислам. Хорошо, если он вернется, но если он откажется, то снесите ему голову. И если какая-нибудь женщина выйдет из Ислама, то пригласите её в Ислам. Хорошо, если она вернется, но если откажется, снесите и ей голову».

    Ханафиты перед казнью предлагают вероотступнику вернуться в ислам, и в случае возвращения этот человек освобождается из-под заключения. Если же он откажется, то вероотступнику даётся 3 дня для того, чтобы он ещё раз подумал и пришёл к покаянию. В случае истечения отпущенного ему срока на покаяние, он должен быть казнён. Исламские правоведы считают, что вероотступника необходимо вначале пригласить к покаянию, а затем только казнить. В истории Праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба произошёл случай, когда к халифу Умару пришёл человек и Умар спросил его: «Какие известия ты принес?». Тот человек ответил: «Один человек после принятия ислама вновь отрекся от Аллаха. Поэтому мы его убили». На это Умар ответил: «Но если бы вы продержали его сначала под арестом 3 дня, может, он пришел бы к покаянию?». А потом он сказал: «О, Аллах! Я не имею отношения к этому происшествию, я не давал на это распоряжения и в помыслах у меня этого не было».

    Войны ридда

    После смерти пророка Мухаммеда среди аравийских племён началось движение, направленное против власти халифа. Вероотступничество было ещё при жизни пророка Мухаммада, но как массовое явление началось после того, как распространилось известие о смерти пророка Мухаммеда.

    Согласно преданию, некоторые принявшие ислам во времена пророка Мухаммеда арабские племена отреклись от ислама, когда халифом стал Абу Бакр ас-Сиддик. Одни племена не пожелали платить налоги (закят) мусульманским наместникам, другие поверили лжепророкам, объявлявшим себя посланниками Аллаха или ар-Рахмана.

    Под подавлением ридды имеются в виду военные экспедиции, направленные Абу Бакром в разные области аравийского полуострова. В Центральной Аравии были подавлены племена асад, гатафан, тайй и другие. В Восточной Аравии — Бану Ханифа, возглавляемые лжепророком Мусайлимой, и Бану Тамим, следовавшие за лжепророчицей Саджах. В Йемене — мазхиджиты с лжепророком Абхалой аль-Асвадом, а в Хадрамауте — киндиты.

    В войнах ридда в качестве полководца прославился Халид ибн аль-Валид. После завершения войн ридда халифы смогли направить все силы на завоевания за пределами Аравии. В частности, ещё при жизни пророка Мухаммеда был собран отряд под командованием Усамы ибн Зейда для похода против Византии.

    Комментарии

  • ↑ К ним относятся прелюбодеяние, лесбиянство, гомосексуализм, распитие спиртных напитков и т. д.
  • ↑ Например, торговля или брак.
  • ↑ Например, отрицание хотя бы одного из 5 ежедневных намазов.
  • ↑ Например, вера в то, что пост в месяце Шавваль является обязательным (фардом).
  • ↑ Племена Центральной Аравии возглавлял лжепророк Тулайха
  • ↑ Усама ибн Зейд был сыном Зейда ибн Харисы, вольноотпущенника пророка Мухаммеда

  • Добавлено Admin 14-07-2022, 22:00 Просмотров: 40
    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent