Ахундзаде, Сакина Мирза Эйбат кызы
Сакина Мирза Эйбат кызы Ахундзаде (азерб. Səkinə Mirzə Heybət qızı Axundzadə; 1865, Куба — 1927, там же) — первая азербайджанская женщина-драматург и романистка, общественный деятель, педагог, автор учебников на азербайджанском языке, активная деятельница мусульманского женского благотворительного общества в Баку. БиографияРанние годы. Жизнь в КубеСакина Ахундзаде родилась в 1865 году в городе Куба в знатной семье. Её отец Мирза Эйбат был активным членом литературного общества «Гюлистан», созданным видным азербайджанским учёным и просветителем Аббаскули-ага Бакихановым, а также поэтом, писавшим под псевдонимом «Феда». Благодаря воспитанию в такой культурной среде, у Сакины с детства пробудилась любовь к литературе, театру, искусству. В юном возрасте в Кубе вышла замуж за человека по имени Талыб. В браке родилась дочь Окюмаханум. Талыб открыто выступал в поддержку своей супруги, занимавшейся просвещением среди девочек в Кубе. Это не нравилось консервативно настроенным жителям и в итоге Талыб был убит гачагом по имени Али. Позднее Сакина Ахундзаде вышла замуж за преподавателя русского языка в Кубе Мухаммеда Агабекова. За годы в браке с Агабековым, Сакина Ахундзаде в своём доме открыла бесплатную школу для девочек. Вскоре у семейной пары родился сын Юсиф, известный позднее как профессор и доцент Гянджинского университета Юсиф Агабеков (подвергнут репрессиям в 1937 году и расстрелян). Проходит немного времени и умирает второй муж Ахундзаде Мухаммед Агабеков. Переезд в Баку. Первые пьесыВ 1900 году Сакина Ахундзаде была приглашена в Баку нефтепромышленником и миллионером Гаджи Зейналабдиным Тагиевым, узнавшим о её просветительской деятельности в Кубе. Некоторое время Ахундзаде преподавала шариат и литературу в Бакинской мусульманской школе Тагиева для девочек. Как отмечал театральный критик Гулам Мамедли, в то время как Сакина Ахундзаде стала преподавать, на сценах Баку ставились спектакли с участием Джахангира Зейналова, Абульфата Вели, Мирза Ага Алиева, Гусейна Араблинского, женские роли играли мужчины, а женщины, в том числе и Сакина Ахундзаде, могли смотреть спектакли, только будучи в чадре и в специальной ложе для женщин. Сакина Ахундзаде (сидит в центре) с ученицами Бакинской мусульманской школы Тагиева для девочек в 1903 годуСогласно воспоминаниям Ахундзаде, она старалась найти способ привлечь женщин в театр и заставить играющих их роли мужчин не одеваться в женскую одежду. Первой пьесой, написанной Ахундзаде, стала «Польза науки» (или «О пользе науки»). После она создала пьесу «Слово правды бывает горьким». В этих драмах было очень много женских образов. Режиссурой обеих спектаклей занималась сама Сакина Ахундзаде. Все роли она раздала коллегам-преподавателям и ученицам. В день постановки среди зрителей также были одни женщины. Главную мужскую роль в пьесе «Польза науки» сыграла Фатима Гаджинская. По словам Мамедли, «так азербайджанские женщины постигли вкус сценического искусства». Ученица Сакины Ахундзаде, Фатима Султанова-Гаджинская позднее рассказывала:
Дальнейшее творчествоСакина Ахундзаде также переводила некоторые произведения из турецкой литературы на азербайджанский язык и помогала ставить их на сцене. Подготовленная ею драма «Плоды насилия», написанная на основе оперы «Лакме» французского композитора Лео Делиба, и «Злосчастный ребёнок» из творчества Намыка Кемала, долгие годы ставились на азербайджанской сцене при участии Гусейна Араблинского, Аббаса Мирзы Шарифзаде. Так, в 1914 году «Плоды насилия» впервые была поставлена в Тифлисе Гусейном Араблинским, а в 1917 и 1922 гг. в Баку Аббас Мирзой Шарифзаде. В начале 1920-х гг. «Плоды насилия» была поставлена труппой общества «Ниджат», на сцене Азербайджанского драматического театра. Ахундзаде написала также комедию «Невестка и свекровь». Сакина Ахундзаде сыграла значительную роль в привлечении азербайджанских девушек к театру. В газете «Басират» от 9 января 1916 года писали:
Написанная ею трагедия «Плоды насилия» была поставлена на сцене театра Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку. Театральный критик Кязымоглу (Сеид Гусейн) в статье, которая была опубликована в газете «Ени игбал», отмечал:
В газете «Каспий» от 16 января 1917 года отмечалось:
Газета «Басират» от 27 января 1917 года писала:
Сакина Ахундзаде в совершенстве владела арабским и персидским языками, была хорошо знакома с восточной литературой. В созданных произведениях она старалась распространять идею свободы азербайджанских девушек, пробудить у них любовь к знаниям и наукам. Однако деятельность Сакины Ахундзаде в области просвещения девочек-мусульманок нередко создавала для неё определённые трудности. Консервативно настроенные люди были против того, чтобы девушки играли на сцене. Иногда родители девочек, которым преподавала Ахундзаде, набрасывались на неё, говоря: «Вы говорите девочкам о шариате, а потом заставляете их выходить на сцену как клоунов». Сакина Ахундзаде была также первой азербайджанской женщиной-автором романа. В её романе «Принц Абульфаз и Рена», написанном на основе фольклорного сюжета в 1918 году, автор выдвигает идею поиска избавления от предрассудков в жизни азербайджанских женщин. В литературной форме она изобразила дух свободы в своём произведении. Всего Сакина Ахундзаде написала пять пьес и один роман. Актёр и режиссёр Гусейн Араблинский в беседе с ней говорил:
Сакина Ахундзаде была также соавтором опубликованного в 1922—1923 гг. «Нового тюркского алфавита». Последние годыВ последние годы жизни Сакина Ахундзаде страдала от продолжительной тяжёлой болезни. В связи с этим она вынуждена была уехать из Баку обратно в родную Кубу. Известные азербайджанские актёры того времени часто ездили в Кубу, навещать Сакину Ахундзаде. Так, однажды когда актёр и режиссёр Аббас Мирза Шарифзаде прибыл в Кубу, он навестил Сакину Ахундзаде. Сакина ханум устроила обед в честь Шарифзаде. По воспоминаниям внучки Ахундзаде Масмы Мамедовой, Ахундзаде в тот вечер попросила Шарифзаде прочитать отрывок из монолога «Иблиса», Аббас Мирза же выполнил последнее желание Сакины Ахундзаде и прочитал наизусть весь монолог. Скончалась Ахундзаде в 1927 году в родном городе. В доме в Кубе, где она проживала (по улице Истиглал, ранее Крупская 14), живут её потомки. Семья
|