Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Освобождение (киноэпопея)

Освобождение (киноэпопея)



«Освобождение» — киноэпопея из пяти фильмов о Великой Отечественной войне, снятая совместно несколькими странами в 1968—1972 годах, режиссёра Юрия Озерова по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. Съёмки фильма проходили в период с 1967 по 1971 год.

Сюжет

Фильм первый — «Огненная дуга», 1968 год

Картина рассказывает об одном из переломных сражений войны — Курской битве в июле 1943 года.

Фильм второй — «Прорыв», 1969 год

Идёт освобождение Орла и Белгорода, а также оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на правом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — капитана-артиллериста Цветаева и майора Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Пьетро Бадольо. По приказу Адольфа Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Немецко-фашистские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией.

Фильм третий — «Направление главного удара», 1970 год

Фильм охватывает период от Тегеранской конференции до начала освобождения Польши в июле 1944 года.

15 декабря 1943 года агент немецкой разведки «Цицерон» похищает материалы Тегеранской конференции из британского посольства в Анкаре, в которых говорится о будущем открытии второго фронта в Нормандии. Гитлер не верит в правдивость этих документов и считает, что Черчилль не согласится на такой вариант второго фронта.

В фильме также показан момент, как 29 февраля 1944 года наткнувшись на якобы прорывающихся из окружения немцев, получил смертельное ранение командующий войсками 1-го Украинского фронта Николай Ватутин (на самом деле, ранение Ватутина произошло в результате столкновения его штабной группы с отрядом украинских националистов). Красная армия продолжает наступление на правобережной Украине и в Белоруссии.

Весной 1944 года Ставка Верховного Главнокомандования изучает возможные направления для главной наступательной операции года, планируемой на лето. Георгий Жуков выезжает в Белоруссию и изучает возможность наступления там. После дискуссий, советские командование разрабатывает план Белорусской наступательной операции «Багратион». В результате крупномасштабных боевых действий в рамках этой операции была разгромлена группа немецких армий «Центр» и освобождена территория Белоруссии, часть Прибалтики и Польши. В фильме воспроизведены отдельные части этой операции, такие, как Бобруйская операция и Минская операция.

6 июня союзники высадились в Нормандии, вследствие чего, среди немецких генералов всё больше растет недовольство Гитлером, и 20 июля они организовали покушение на Гитлера с целью захвата власти и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Однако Гитлер остаётся жив, и лояльные Гитлеру войска подавляют мятеж и расстреливают его участников.

Красная армия вместе с 1-й Польской армией переходят Южный Буг и начинают освобождение Польши.

Фильм четвёртый — «Битва за Берлин», 1971 год

Красная армия в начале 1945 года освобождает Польшу и выходит к границе Германии. Войска 1-го Белорусского фронта отражают контрудар нацистов в Померании. Сталин вызывает Жукова и Конева в Москву и ставит задачу, в кратчайшие сроки, опережая союзников, захватить столицу Германии. Главное сражение на подступах к Берлину — штурм Зееловских высот. Происходит Ялтинская конференция, в ходе которой главы государств победителей строят планы о послевоенном устройстве мира. По указанию Гитлера рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн на переговоры с Алленом Даллесом. Танкисты лейтенанта Васильева прорываются на окраины Берлина и останавливаются на постой в одном из домов.

Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год

Фильм рассказывает о взятии Берлина и непосредственном штурме Рейхстага. В конце фильма, спасая жителей осаждённого города при затоплении берлинского метро, погибает один из главных героев фильма — капитан Цветаев.

Исторические персонажи

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что в большинстве своём герои и прототипы героев фильма были ещё живы. Многие из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.

Иосиф Виссарионович Сталин

На роль Сталина Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что после XX съезда КПСС в советском кино Сталин впервые появился именно в «Освобождении». Однако после XX съезда ещё до выхода «Освобождения» роль Сталина в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965) исполнял Андро Кобаладзе. В этих картинах Сталин показан как близкий и верный соратник Ленина, один из советских руководителей — его образ был дан в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины были малоизвестны — как в своё время, так и сейчас.

Георгий Константинович Жуков

Ещё во время работы над сценарием Юрий Озеров намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины. Однако отставного маршала не жаловали как военное, так и партийное руководство, и консультантом его не утвердили. Им стал Сергей Матвеевич Штеменко, предложенный Жуковым. При этом Жуков активно сотрудничал с Озеровым во время съёмок, передал ему только что законченную первую часть своих мемуаров. Книга Жукова подверглась резкой критике со стороны высшего генералитета страны — Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые отрицательно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это коснулось и «Освобождения» из-за «чрезмерного преувеличения» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода визитной карточкой актёра; впоследствии он играл Жукова ещё не один раз, в том числе, в последующих фильмах Озерова.

Андрей Андреевич Власов

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили единственную сцену с Власовым — в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже замалчивали в то время. Показ Власова был разрешён с условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж наименовали «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью. Театр находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было — его имя уже внесли в титры. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев.

Адольф Гитлер

Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Гитлера. Бывшему в годы войны антифашистом Фрицу Дицу эта роль, которую он исполнял также и в театре, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Другие персонажи

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. На роль Уинстона Черчилля был утверждён Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР. Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для роли побривший голову наголо.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.

Итальянец Иво Гаррани сыглал Бенито Муссолини.

Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому телевидению, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие.

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Францишек Печка, Игнаций Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие.

В ролях

СССР

Озвучивание

  • Константин Тыртов — роль Константина Забелина
  • Артем Карапетян — текст за кадром

ГДР

  • Фриц Диц — Адольф Гитлер
  • Эрих Тиде — Генрих Гиммлер
  • Ханньо Хассе — Гюнтер фон Клюге
  • Хорст Гизе — пленный сапёр (фильм 1), Йозеф Геббельс (фильмы 3—5)
  • Герд-Михаэль Хеннеберг — Генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель
  • Курт Ветцель — Герман Геринг
  • Иоахим Папе — Мартин Борман
  • Эрих Гербердинг — Эрнст Буш
  • Ангелика Валлер — Ева Браун
  • Ханс-Гартмут Крюгер — Ганс Кребс
  • Вернер Виеланд — Людвиг Бек
  • Отто Дирикс — Эрвин фон Вицлебен
  • Петер Штурм — генерал-полковник Вальтер Модель
  • Герберт Кёрбс — Гейнц Гудериан
  • Альфред Штруве — Клаус фон Штауффенберг
  • Зигфрид Вайс — Эрих фон Манштейн
  • Петер Маркс — Теодор Буссе, начальник штаба Манштейна
  • Фред Мар — Зепп Дитрих
  • Вернер Диссель — Альфред Йодль
  • Рольф Риппергер — Адольф Хойзингер
  • Фред Александер — Эльяс Базна, «Цицерон», немецкий агент
  • И. Клозе — Карл Вольф
  • Г. Шельске — Фридрих Фромм
  • Вильфрид Ортманн — Фридрих Ольбрихт
  • Ханс-Эдгар Штехер — Вернер фон Хафтен
  • Пауль Берндт — Альбрехт Мерц фон Квирнхайм (фильм 3), Артур Аксман (фильм 5)
  • Генрих Кён — Отто-Эрнст Ремер
  • Эрнст-Георг Швилль — шарфюрер СС в бункере Гитлера
  • Хорст Гилль — Отто Гюнше
  • Отто Буссе — Хайнц Линге, Аллен Даллес
  • Марта Бешорт-Диц — старушка в Берлине
  • Ханс-Ульрих Лауффер — Густав Шмидт, генерал-лейтенант, командующий 19-й танковой дивизией
  • Макс Бернхардт — Карл Фридрих Гёрделер
  • Фриц-Эрнст Фехнер — полковник Хайнц Брандт
  • Вилли Шраде — лейтенант Хойрих
  • Ульрих Тешнер — лейтенант Бок
  • Регина Байер — секретарь Геббельса
  • Герт Хэнш — генерал Гельмут Вейдлинг
  • Гюнтер Полензен — священник
  • Герд Штейгер — Вилли, антифашист
  • Ингольф Горгес — немецкий солдат в метро
  • Георг-Михаэль Вагнер — Вальтер Вагнер, нотариус, сочетавший браком Гитлера и Еву Браун

Польша

Италия

  • Иво Гаррани — Бенито Муссолини

Румыния

  • Флорин Пьерсик — Отто Скорцени

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Юрий Бондарев
    • Юрий Озеров
    • Оскар Курганов
  • Режиссёр-постановщик: Юрий Озеров
  • Режиссёр: Юлий Кун
  • Оператор: Игорь Слабневич
  • Художник: Александр Мягков
  • Композитор: Юрий Левитин

Предпосылки и сценарий

В американских фильмах «Самый длинный день» (1963) и «Битва в Арденнах» (1965) ни разу не упомянута роль советских войск в победе над фашизмом. После их просмотра кинорежиссёр Юрий Озеров принялся за создание киноэпопеи «Освобождение» и был назначен её режиссёром.

До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времён, как «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва».

Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с капитаном Цветаевым, майором Орловым, подполковником Лукиным и остальными героями. Здесь Юрий Бондарев использовал свои произведения, прежде всего повесть «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). Впоследствии, в 1985 году вышла отдельная экранизация повести.

После того, как обе части сценария были готовы, все трое приступили к их объединению. Получившийся сценарий утверждался тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Курировал работу съёмочной группы непосредственно ЦК КПСС. С самого начала Юрия Озерова предупредили, что картина должна сразу начинаться с Курской битвы, без рассмотрения первых двух лет Великой Отечественной войны.

Съёмки

Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.

С немецкой стороны одним из консультантов выступал полковник ННА Иоб-Вильгельм Хеннинг Дитрих фон Вицлебен, внучатый племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года, польскую сторону консультировал польский полковник, участник Второй мировой войны Збигнев Залуский.

Съёмки первых трёх фильмов проводились в окрестностях города Переяслав-Хмельницкого под Киевом. Разрешение на проведение съёмок на месте реальных событий так и не было получено, хотя группа и выезжала в Курск. Проблема заключалась в том, что в местах боёв всё ещё оставалось значительное количество неразорвавшихся бомб и снарядов, которые могли сдетонировать от пиротехнических эффектов или прохождения тяжёлой военной техники.

Заключительный фильм киноэпопеи рассказывал о последних днях войны. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в Берлине, в котором как раз в это время начиналась реконструкция одного из центральных районов. Все старые дома предполагалось снести, чтобы на их месте возвести современные здания. Именно в этом районе и проводили съёмки, во время которых можно было взрывать и ломать здания без всяких ограничений. Эту часть киноэпопеи просмотрело самое большое количество зрителей, так как её демонстрировали по Центральному телевидению СССР ко Дню Победы 9 мая чаще других эпизодов.

Штурм рейхстага снимался в нескольких местах. В Берлине был найден полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого напоминали рейхстаг. Бои внутри здания снимались в декорациях на «Мосфильме», а перестрелка наверху — в берлинском Доме техники.

Особое место в картине занимает эпизод с затоплением берлинского метро. По сценарию, Гитлер приказал открыть шлюзы и пустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск. Этот эпизод отчасти основан на реальных событиях, но гораздо в большей степени на их официальной трактовке, навязанной советской пропагандой, о причастности руководства Третьего рейха и лично Гитлера к этой трагедии. Затопление берлинского метро в этой трактовке ранее уже было отражено и в других художественных фильмах, как например «Падение Берлина» 1949 года. Только сравнительно недавно, после 1990 года, стало известно, что в реальности взрыв, который привёл к разрушению тоннеля и заполнению его водой на 25-километровом участке, где укрывалось большое количество мирных жителей и раненых, осуществила советская 2-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада при 8-й гвардейской армии генерала В. И. Чуйкова. Количество извлечённых тел из затопленных станций метро было позднее также сильно преувеличено, так как вода в метро прибывала медленно и у населения было достаточно времени, чтобы покинуть станции, а большинство обнаруженных погибших, как утверждается, скорее всего погибли и умерли ещё до затопления в силу иных причин, от ран и болезней.

Съёмки затопления метро прошли под Москвой. В одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли вывезенные в 1945 году из Берлина вагоны. «Затопление» происходило в результате наполнения шлюза.

Итальянцы очень тщательно подошли к съёмкам своих эпизодов для фильма «Прорыв». Для роли Муссолини был удачно подобран актёр Иво Гаррани, сумевший воспроизвести многие характерные черты дуче. Был также подобран исторически достоверный автопарк. Например, Муссолини в фильме ездит на автомобиле FIAT 2800 Ministeriale, которым пользовалась элита Королевства Италия. Также в колонне сопровождающих автомобилей присутствует реальные автомобили того времени - Lancia Astura и Fiat 1500 1935 года. Съёмки этих эпизодов проходили непосредственно в Риме.

В фильме звучит песня «Последний бой» в исполнении Михаила Ножкина.

Техника и реквизит

Хотя создание фильма предусматривалось с участием нескольких европейских социалистических государств, основную часть бюджета оплачивал СССР. Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности. Мундир Сталина изготовил портной, который действительно шил мундиры Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты для съёмок. Каски, для экономии веса выполненные из пластмассы, были изготовлены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно хранилось со времён войны.

Проблемой была военная техника, особенно германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не имелось исправных танков «Тигр», «Пантера» или «Фердинанд». В итоге, на шасси советских танков Т-34-85 и послевоенных Т-44, имевших достаточно низкий силуэт, были установлены бутафорские башни с характерными атрибутами немецкой бронетехники.

Для съёмок на заднем плане министр обороны СССР маршал Родион Малиновский распорядился выделить ещё около 100 советских танков Т-55, которые просто перекрасили под немецкие. Однако послевоенная техника Советской армии в массовых эпизодах легко опознаётся. Некоторые образцы бронетехники, задействованные в съёмках, в реальности не могли участвовать в боях, так как стали выпускаться гораздо позднее показываемых событий — например, средний танк Т-34-85 с длинноствольным 85-мм орудием не мог участвовать в Курской битве, так как стал поступать в войска только весной следующего 1944 года. Но из-за отсутствия исправных машин более раннего образца именно Т-34-85 неизменный участник советских фильмов о войне, в том числе и о начальном её периоде 1941—1942 годов. Всего в съёмках задействовано было около 150 танков.

Подобным образом поступили и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, а чешские Zlin Z-526 — в роли немецких «Мессершмиттов».

Автомобилей времён Великой Отечественной войны тоже было недостаточно для массовых сцен. Поэтому широко использовались послевоенные машины: ГАЗ-63 (1948), ЗиЛ-157 (1958) и даже Урал-375 (1961). В сцене с участием Днепровской флотилии задействованы катера послевоенного выпуска типа «Ярославец» проекта 376, которые конструктивно и внешне схожи с катерами серии Я, применявшимися в годы войны.

В съёмках принимали участие более 3 тыс. солдат. Сами съёмки проходили в условиях, приближенных к боевым: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты, на одном из которых находился Юрий Озеров.

Выход на экран

К 1968 году был завершён первый фильм эпопеи — «Огненная дуга». Картина была продемонстрирована С. М. Штеменко. Вопреки ожиданиям Юрия Озерова, генерал воспринял картину в целом неплохо; сделал всего лишь два замечания: первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев развлекается с девушкой в танке («это не разрешалось»), а второе — Штеменко не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актёру Клеону Протасову у него претензий не было, только к режиссёру. Штеменко обратил внимание Юрия Озерова, что в июле 1943 года у него была ещё одна звёздочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссёр ответил, что всё соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные.

Следующими картину увидели А. А. Гречко с А. А. Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так, ничего не сказав, они и уехали. После этого картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Юрий Озеров переделывал картину четыре раза.

К лету 1969 года режиссёр закончил также и второй фильм («Прорыв»). Обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались как две серии. В конце 1970 — начале 1971 года вышел третий фильм киноэпопеи — «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года — два заключительных фильма — «Битва за Берлин» и «Последний штурм».

Переиздания

Материалы фильма, наряду с другими киноэпопеями Озерова, вошли в состав фильмов Озерова «Трагедия века» (1993) и «Великий полководец Георгий Жуков» (1995).

В 2002 году лента была полностью отреставрирована на киностудии «Мосфильм» и издана на DVD.

9 мая 2020 года, к 75-летию Победы, на официальном ютуб-канале «Мосфильма» прошла премьера второй отреставрированной версии фильма в формате 4K. Телевизионная премьера новой отреставрированной версии фильма состоялась на «Первом канале» 22 июня 2020 года.

К 23 февраля 2022 года «Мосфильм» подготовил к кинопрокату третью отреставрированную версию первого фильма киноэпопеи — «Огненная дуга».

Критика

Герой Советского Союза, Владимир Бочковский, уничтоживший во время войны 36 бронеединиц противника, критично отзывался об эпизоде в фильме, когда два горящих танка, советский и немецкий, с разных сторон съезжают в реку, из них выскакивают танкисты и вступают в рукопашную схватку. По воспоминаниям сына Бочковского, отец несколько раз был свидетелем похожих эпизодов, но всё происходило совсем не так — танкисты, не глядя друг на друга, тушили свои машины и, не стреляя, разъезжались в противоположные стороны.

— Надо знать психологию танкиста, — говорил он. А для этого надо хоть раз гореть в танке, тогда всё поймешь, и не будешь снимать, писать и говорить глупости.

Жилин В. А. «Герои-танкисты 44-го...»

Награды

  • 1971 — Лучший фильм года по версии журнала «Советский экран».
  • 1972 — Ленинская премия в области области литературы, искусства и архитектуры. Лауреаты:
    • Юрий Бондарев и Оскар Эстеркин-Курганов, авторы сценария;
    • Юрий Озеров, автор сценария и режиссёр;
    • Игорь Слабневич, оператор;
    • Александр Мягков, художник.
  • 1972 — Фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (4 и 5 фильмы киноэпопеи «Освобождение») награждены Главным призом и премией V Всесоюзного кинофестиваля в Тбилиси.

Добавлено Admin 5-05-2022, 18:00 Просмотров: 83
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent