Войти  |  Регистрация
Авторизация

Гнедич, Пётр Петрович



Пётр Петрович Гнедич (18 [30] октября 1855, Санкт-Петербург — 16 июля 1925, Ленинград) — русский писатель, драматург и переводчик, историк искусства, театральный деятель; внучатый племянник Н. И. Гнедича. Один из основоположников искусствоведения.

Биография

Пётр Гнедич родился в Санкт-Петербурге в семье инженера путей сообщений; происходил из рода, издавна жившего в Котельве (позднее слобода Ахтырского уезда Харьковской губернии, на границе с Полтавской губернией), где и дед его, и прадед, и прапрадед, были сотниками.

Окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1875—1879; не окончил).

В 1888 году основал и редактировал совместно с В. С. Соловьёвым журнал «Север», а в 1892 году — «Ежегодник императорских театров». Председатель петербургского Литературно-артистического кружка (1893—1895), заведующий художественной частью театра Литературно-артистического кружка (впоследствии Театр Литературно-художественного общества), управляющий труппой Александринского театра (1900—1908).

С 1914 года директор музея Общества поощрения художеств. После Октябрьской революции состоял членом репертуарной секции Петроградского отделения Театрального отдела Наркомпроса (1918—1919).

Пётр Петрович Гнедич умер 16 июля 1925 года в городе Ленинграде.

Литературная деятельность

Дебютировал в печати рассказами в журнале «Нива» в 1877 году. Его первая пьеса, «Дверей не заперли» (1878, издана в 1883), была поставлена вначале в частном театре А. А. Бренко и Пушкинском театре в Москве под названием «На хуторе», а в 1883 году — в Александринском театре под названием «Птичка в западне»; многократно ставилась в различных театрах.

Могила Гнедича
на Литераторских мостках
в Санкт-Петербурге

С конца 1870-х годов печатал романы, повести, очерки, фельетоны, юморески, стихотворения, рецензии в газете «Санкт-Петербургские ведомости», журналах «Кругозор», «Шут», «Осколки» и многих других изданиях. Выпустил сборники «Повести и рассказы» (1885), «Семнадцать рассказов» (1888), «Новые рассказы» (Т. 1—2, 1890), «Кавказские рассказы» (1894), «Мгновенье» (1896) и другие, также сборники фельетонов «Пёсьи мухи» (Т. 1—3, 1905—1909). Его пьеса «Горящие письма» стала первым режиссёрским опытом К. С. Станиславского на сцене Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ).

Автор многочисленных работ по истории искусства (изданы в 1885 году), объединённых в книгу «История искусств с древнейших времён» (Т. 1—3, 1897; неоднократно переиздавалась).

Автор романа «Китайские тени» («Русский вестник», 1894; отдельное издание — 1895), «Ноша мира сего» (1899), «Туманы» (1899), «Купальные огни» (1900). В 1911 году принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала».

Успехом пользовались постановки пьес с общей либеральной направленностью, сценической занимательностью, живым диалогом «Перекати поле» (1889), «Горящие письма» (1890), «Зима» (1905), «Холопы» (1907), «Болотные огни» (1909) и другие. Пьесы изданы в сборниках «Шесть комедий» (1887), «Второй том комедий» (1894)

Переводил произведения Шекспира: «Гамлет, принц датский» (1891), «Укрощение строптивой» (1899).

Мемуарист: Книга жизни: воспоминания, 1855—1918. — Л.: «Прибой», 1929. — 371 с.

На слова П. П. Гнедича были написаны романс «Сладким запахом сирени» (М. К. Липпольд), «Вся закутана чадрою» (А. А. Тарутин), «Моя малютка дорогая» (Б. В. Гродзкий), «Я помню детства золотого» (Э. К. Розенов).

Сочинения

  • История искусств с древнейших времён: с 430 грав. в тексте. — СПб.: А. Ф. Маркс, 1885. — 506 с.
  • Повести и рассказы. — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, 1885. — 486, [1] с.
  • Шесть комедий. — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, 1887. — 390, [1] с.
  • За рампой: Повесть. — Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. польза», 1893. — [4], IV, 360 с.
  • Китайские тени: Роман. — Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ. польза», 1895. — [4], 443 с.
  • История искусств. В 3-х томах. — СПб.: А. Ф. Маркс, 1897.
  • Ноша мира сего: Роман. — Санкт-Петербург: А. С. Суворин, 1898. — [4], 457 с.
  • Туманы: Роман. — Санкт-Петербург: тип. М. Меркушева, 1900. — [4], 534 с.
  • Купальные огни: Роман. — Санкт-Петербург: Спб. т-во печ. и изд. дела «Труд», 1901.
  • Волчонок. Повесть. — СПб., общественно-литературный журнал "Нива", 1905, №17 — №32.
  • Сфинкс. Одна из легенд русской истории. — СПб., иллюстрированный журнал литературы и современной жизни "Нива", 1911.
  • Книга жизни: воспоминания, 1855—1918 / П. П. Гнедич; ред. и примеч. В. Ф. Боцяновского; предисл. Гайк Адонца; [обл.: А. Лео]. — Ленинград: Прибой, 1929. — 371, [1] с.
  • Книга жизни: Воспоминания: 1855—1918 / Редакц. и примеч. В. Ф. Боцяновского (Переиздание 1929 года). — М.: Аграф, 2000. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7784-0103-5.
  • История искусств: живопись, скульптура, архитектура. — М.: ЭКСМО, 2005.
  • Хроника русских драматических спектаклей на императорской петербургской сцене 1881—1890 годов. — Петроград, 1918. — Т. 1.
  • Лопухи: Комедия в 4-х д. — СПб., [1894]. — 72 с.

Экранизации

  • 1988 — «Холопы» — телеспектакль в постановке Малого театра, по одноимённой пьесе.
  • 2003 — «Северный Сфинкс» — Народное кино, АРК-Фильм.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent