Методика UPSA
Методика UPSA (англ. University of California, San Diego Performance-Based Skills Assessment) — психодиагностическая методика, позволяющая оценить повседневное функционирование, навыки людей больных шизофренией, основываясь на анализе выполнения ими практических заданий. Методика была создана в 2001 году профессором факультета психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего Томасом Л. Паттерсоном и сотр. как более надёжный и объективный инструмент оценки повседневных способностей больных шизофренией по сравнению с использовавшимися ранее. ПрименениеПри шизофрении наблюдается позитивная и негативная симптоматика, влияющая на общую адаптацию пациента в жизни (нормальное функционирование). Психофармакотерапия часто помогает пациенту избавиться от позитивных симптомов (галлюцинации, бред), замедлить снижение когнитивных функций, вернуться к относительно нормальному функционированию (в зависимости от тяжести заболевания). Важной сферой при оценке состояния пациента с шизофренией после проведения необходимых медицинских мероприятий является его способность самостоятельно справляться с бытовыми повседневными задачами и проблемами, поскольку это позволяет определить, может ли он жить один, нужен ли человеку опекун, сможет ли он вернуться к жизни в обществе в целом. Описание методикиМетодика UPSA позволяет оценить такие сферы повседневного функционирования как:
В зависимости от версии методики задания могут относиться не ко всем, а только к некоторым способностям из вышеперечисленных. Тест состоит из набора практико-игровых наглядных заданий, оценивающих определённые навыки в условиях, приближённых к реальным ситуациям. Успешность выполнения оценивается в баллах. Суммарная оценка, включающая результаты по разным заданиям, может составлять от 0 до 100 баллов. Участнику обследования в зависимости от исследуемой способности предлагаются разные предметы, используемые людьми в повседневной жизни (счета, адреса, деньги). Его задача состоит в том, чтобы выполнить с ними определённые необходимые действия, связанные с функцией предметов. Используемые объекты должны быть либо настоящими, либо точной копией настоящих. Например, при оценке коммуникативных навыков может использоваться домашний телефон (задания на способность набирать номер, выполнять определённые действия); медицинский полис. Для заданий, связанных с оперированием финансами, могут использоваться купюры и монеты, счета за услуги. Версии методики UPSAUPSA-2Общая версия, использующая все субшкалы, включая шкалу обращения с лекарственными препаратами. UPSA-B (Brief)Короткая версия методики UPSA-2. Включает только субшкалы «финансовые навыки» и «коммуникативные навыки». UPSA-2-VIM (Validation of Intermediate Measures)Полная версия методики, не включающая задание на обращение с лекарственными препаратами. UPSA-2-ER (Extended Range)Полная версия UPSA-2, содержащая дополнительные вопросы для повышения уровня сложности для каждой субшкалы. C-UPSA (Computerized)Компьютерная версия UPSA, для которой требуется ноутбук или настольный компьютер. Преимущества C-UPSA над традиционной версией теста включают в себя: повышенную мобильность, простоту администрирования и обследования, наличие стандартизированных аудиофайлов-инструкций, меньшее влияние администратора тестов (психолога) на эффективность участников и запись вербальных ответов участников обследования. UPSA-M (Mobile)Мобильная версия методики UPSA на базе iOS, является дальнейшим развитием C-UPSA. Включает стандартизированные инструкции, позволяет получить аудиозапись ответов обследуемого, дает возможность администрирования всего UPSA или UPSA-B через ту же программу. Пример заданийЗадания на финансовые навыкиСтимульный материал: карточка для ролевой игры — счёт за электричество компании «Энергосбыт». Пример вопросов, которые задаются обследуемому (инструкция):
Задания на коммуникативные навыкиСтимульный материал: телефонный аппарат с кнопочным набором. Пример вопросов, которые задаются обследуемому (инструкция):
Пример бланка результатовВ зависимости от используемой версии методики бланк результатов может содержать те или иные пункты для оценки выполнения предъявляемых заданий. Связи UPSA с другими параметрамиUPSA и UPSA-B были признаны точными предикторами способности к независимой жизни среди людей среднего и старшего возраста с шизофренией. Кроме того, было обнаружено, что UPSA-B является более существенным предиктором статуса занятости, чем симптомы болезни или когнитивные характеристики. Неоднократно выявлялись сильные положительные корреляции между результатами нейропсихологических тестов и UPSA. Было установлено, что UPSA опосредует связь между нейропсихологическими способностями и повседневным функционированием. Недостатки методики
|