Саттва
Саттва (санскр. सत्त्व, IAST: sattva — «чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, одна из трёх гун (качеств) природы в философии индуизма, в частности в философии санкхьи — одной из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Среди трёх гун — саттвы, раджаса и тамаса — саттва считается самым чистым и возвышенным качеством материальной природы. Термин также употребляется в философии буддизма. В философии санкхьяВ «Санкхья-карике» саттва имеет свойства «легкой и освещающей» (С.-к.13). Аспекты буддхи (интеллекта), связанные с саттвой — дхарма, джняна, бесстрастие, успех (С.-к. 23). Также с саттвой связаны появления манаса и 10 индрий (органов чувств и действий) из ахамкары (С.-к. 26). Саттва в философии индуизмаВ «Бхагавад-гите», Кришна описывает саттва-гуну, как один из уровней материальной привязанности, или обусловленности:
В Сиддха-сиддханта паддхати перечисляются следующие проявления саттвы в ментальных процессах:
Саттвические элементыТолько чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она является свежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:
Саттвические личностиИндивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, можно узнать по его поведению и образу жизни. Действия индивида, находящегося под влиянием саттва-гуны, направлены на благо мира. Он постоянно занят благоприятной деятельностью, и живёт просто и целомудренно. Он мало ест, он решителен и правдив. Он никогда не использует нецензурную лексику и никого не оскорбляет. Он не чувствует зависти, ревности или похоти и свободен от алчности и эгоизма. Он никого не обманывает и не сбивает с толку. Он не допускает никакой скверны даже в своих мыслях. Он обладает хорошей памятью и способностью сосредотачиваться. Его основной интерес заключается в увеличении своих духовных знаний, он проводит большую часть своего времени в медитации и поклонении Богу. В особых случаях он совершает различные аскезы и длительную медитацию. Такие личности как правило являются долгожителями и поддерживают свое здоровье в отличном состоянии. Саттвического индивида можно также узнать по тому, что его деятельность на умственном уровне, на физическом уровне и его речь не противоречат друг другу и находятся в гармонии. На санскрите используются три слова для описания этого состояния — манаса (мысль), вача (речь), кармана (действия). В индуизме, саттвическими считаются святые, ведийские мудрецы и дэвы. В буддизмеВ буддизме — понятие, характеризующие существа, объекты или явления, обладающие чистотой, не распространяющие зло. Кроме того, понятие саттва характеризует существ, обладающих сознанием и, следовательно, способностью испытывать страдания, вследствие чего им присуща природа Будды и они обладают возможностью достичь просветления. |