Вавич, Михаил Иванович
Михаил Иванович Вавич (1876—5 октября 1930) — русский артист черногорского происхождения, артист оперетты (бас), популярный исполнитель романсов, киноактёр немого кино России и США. В конце 1920-х годов получил широкую известность как голливудский актёр второго плана. БиографияРодился в Одессе, в дворянской семье выходцев из Черногории. В 1905—1918 годах Михаил Вавич выступал в петербургских театрах «Буфф», «Палас», в Москве в театрах Я. В. Щукина, А. Э. Блюменталь-Тамарина, И. С. Зона. По мнению критиков и публики, Вавич обладал ярким сценическим дарованием и имел красивый, от природы поставленный голос. Большую роль в сценической биографии певца сыграла встреча с петербургским меценатом Петром Тумпаковым, владельцем частной оперетты в «саду Буфф». Впервые на сцене в Санкт-Петербурге Михаил Вавич выступил в 1905 году в составе труппы под руководством А. А. Брянского в частной оперетте П. В. Тумпакова. Стал заметен и выдвинулся на первые роли после исполнения роли виконта Каскада на премьере оперетты «Весёлая вдова» Франца Легара, в театре «Буфф» на открытии зимнего сезона в октябре 1906 года. В оригинальной версии оперетты Ф. Легара партия виконта Каскада весьма небольшая и, в основном, представляет собой набор комических куплетов. Для своей постановки режиссёр Брянский использовал вставной номер «Качели» (музыка В. Холлендера), на основе увиденной им однажды оригинальной программы в берлинском театре-варьете «Винтергартен ». Для этого номера на театральной сцене разместили конструкцию качелей, довольно внушительных размеров на которых раскачивался целый букет артисток оперетты, пролетая при этом над первыми рядами. А рядом стоял молодой певец Михаил Вавич, уже знакомый петербургской публике, и мелодично напевал песенку про качели: «Тихо и плавно качаясь…». Зрителям этот номер особенно запомнился и имел триумфальный успех, а в впоследствии был растиражирован всеми российскими опереточными театрами. Уже через месяц можно было приобрести ноты «Качелей» с портретом Михаила Вавича, вскоре были выпущены и записи на грампластинках. В первые годы артист получил лучшие роли почти во всех основных постановках труппы театра «Буфф». Одновременно началась активная концертная деятельность, выступления на эстраде обеих столиц и гастроли по стране. Новая ступень успеха пришла к Вавичу после выступления в оперетте Валентинова «Ночь любви» — и снова, благодаря вставному номеру. По ходу действия он взял в руки гитару и спел «Очи чёрные». Успех превзошёл все ожидания. Пластинки и ноты с записью этого романса пользовались большой популярностью по всей России. Начиная с сезона 1908/1909 г. Михаил Вавич стал актёром труппы московского театра «Эрмитаж». Получив признание московской публики в своих коронных опереточных ролях, Вавич раскрывает и новые грани своего таланта. Особенно большой популярностью пользовались сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Одно из них под названием «Москва ночью», в котором А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись осматривать ночную столицу, что превращалось в целый набор искромётных сатирических сценок. Пушкина великолепно играл Михаил Вавич, Гоголя — Николай Монахов, оба были превосходно загримированы. В то же время в Петербурге Вавич познакомился и близко сошёлся с Юрием Морфесси, популярным исполнителем русских и цыганских романсов. Вскоре Вавич и Морфесси стали регулярно давать совместные концерты. Они выходили на сцену как братья-близнецы, одетые стилизованным образом: в одинаковых плисовых шароварах, высоких сапогах и поддёвках, а затем и пели почти в одной манере, копируя цыганскую интонацию «со слезой» и надрывом. Среди эстрадной публики в шутку говорили: «Родились в Одессе — Вавич и Морфесси». Проникнувшись новым сценическим образом, Вавич сочинил романс в цыганском духе имевший большой успех — «Грусть и тоска безысходная». Запись романса неоднократно выпускалась на грампластинках до 1917 года (и даже позже во времена НЭПа). Впрочем, этот романс так и остался единственной известной вещью его собственного сочинения. По свидетельству любителей концертного репертуара певца, особенно сильно Вавичу удавался романс «Время изменится» на слова и музыку Бориса Борисова, популярного артиста театра Корша. Едва ли не самым расхожим шлягером почти на полтора десятка лет стал романс Михаила Штейнберга «Вот, что наделали песни твои!» в исполнении Вавича. Этот романс тогда уже использовали в своём репертуаре известные представительницы жанра Раиса Раисова и Наталья Тамара. Но российское отделение фирмы «Граммофон» не прогадало, выпустив в 1906 году в Петербурге пластинки с записью Михаила Вавича. Интерпретация Вавича имела все признаки «жестокого жанра», он исполнял романс в сентиментальном духе со всхлипываниями и рыданиями. Успех был оглушительным. Запись этого романса постоянно переиздавалась на пластинках многотысячными тиражами. Помимо работы на театральной и концертной сцене Михаил Вавич начинает сниматься в кино. В период до 1917 года — на студии Ханжонкова и ряде других. Большинство из отечественных кинокартин с его участием утрачено. Единственный сохранившийся немой фильм — это «Цыганские романсы», попытка экранизации отрывков из пользовавшейся большой популярностью в 1900-1910-е годы оперетты-мозаики «Цыганские песни в лицах» Николая Северского. В 1914 году Михаил Вавич женился на Татьяне Павловой — драматической актрисе, работавшей в театре Суходольских, открытом в 1914 году в московском саду «Эрмитаж». В том же году Павлова сыграла свою первую кинороль в немом фильме «Человек — не дерево» (1914, режиссер А. Гарин, фильм не сохранился). В дальнейшем, уже как актёрский дуэт, Михаил Вавич и Татьяна Павлова сыграли в целом ряде отечественных и зарубежных кинофильмов. Так, в конце 1915 года молодой режиссёр Яков Лейн снял игровой кинофильм (на основе одноименного романса) «Вот, что наделали песни твои!». Михаил Вавич сыграл в нём главную роль, вместе со своей супругой, Татьяной Павловой. По своему стилю кинокартина была выдержана в таком же «жестоком» стиле, как и романс, исполнявшийся Вавичем с рыданиями, надрывом и слезой в голосе. Кинолента считается утраченной. В 1916 году на экраны выходит эффектная драма из жизни полусвета «Если хочешь цепей и насилий, то полюби», в главных ролях — Вавич (Глинский, молодой прожигатель жизни), Т. Павлова (Елена Простова). В том же году Вавич снялся в киноленте «О, как убийственно мы любим» совместно с Т. Павловой и с Ю. Морфесси. События 1917 года сначала заставили Вавича прекратить свои выступления в театрах и на эстрадах Петербурга и Москвы, а затем и вовсе покинуть Россию. В начале 1918 года, спасаясь от голода и террора, большая группа артистов во главе с Вавичем и Кавецкой выехала на Украину, где была возможность выступать в разных театрах и ангажементах. Затем гастроли импровизированной антрепризы постепенно переместились в Европу, долгое время продолжаясь в Польше, Румынии, Австрии, Германии, Франции и в других странах. В этот период Михаил Вавич возобновил выступления с сольными концертами, исполняя романсы и арии из оперетт. В первые годы эмиграции успел сняться вместе с Татьяной Павловой в итальянской кинокартине «Роковая орхидея » (1920). Вавич был приглашён в труппу театра-кабаре «Летучая мышь» под руководством Никиты Балиева. Театр с успехом гастролировал по Европе и Америке. Выступая в программе театра «La Chauve-Souris» в Париже (на сцене театра Фемина ), Вавич исполнял инсценировку романса «Черные гусары». Затем были гастроли театра по Испании. Осенью 1921 года труппа Н. Балиева выступала в Лондоне (на сцене театра Аполло ). А затем, в Нью-Йорке, в течение сезонов 1922-1923 гг., в пользовавшемся шумным успехом ревю «La Chauve-Souris» на Бродвее. После чего гастроли продолжились на западном побережье США — Голливуд, Лос-Анджелес. В середине 1920-х Михаил Вавич решил прекратить кочевую жизнь и окончательно перебрался в США. Жил и работал в Лос-Анджелесе. Периодически выступал в оперетте. С 1925 года начал сниматься в Голливуде, дебютировав в комедии Дмитрия Буховецкого «Лебедь» (1925), в роли полковника Вундерлиха. Вавич чаще всего играл гангстеров, карточных шулеров и других отрицательных персонажей. Именно в этом амплуа он добился успеха как исполнитель ролей второго плана в Голливуде (например, в известной картине режиссёра Льюиса Майлстоуна «Два аравийских рыцаря»). Но были не только успешные проекты. Так, например, одна из картин с Вавичем — ныне полностью забытая романтическая драма о судьбе эмигрантки «Корона лжи » (1926) (режиссер Дмитрий Буховецкий), с участием актрисы польского происхождения Полы Негри, была встречена зрителями довольно прохладно, не получив достаточно положительных оценок американской кинокритики. В следующем 1927 году, выходит целая серия фильмов с участием Вавича, которые позволили ему сделать новый шаг к широкой популярности. Михаил Вавич становится довольно заметен среди звезд Голливуда того времени. Особенно после большого успеха кинокартины «Отель Империал » (1927), также с Полой Негри в главной роли. Вавич был настоящим любимцем русского Голливуда. В 1929 году создал и возглавил в Лос-Анджелесе «Русский клуб». Активно участвовал в жизни местного русского православного прихода. На его пожертвования были приобретены иконостас и кресты на купол при строительстве и обустройстве храма. Михаил Вавич скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 октября 1930 года за рулём своего автомобиля, на бульваре Сансет в Голливуде. Рядом с Вавичем на пассажирском сидении находился композитор Дмитрий Тёмкин, близкий друг актёра. Ранее, в этот же день, они совместно работали над материалами к фильму «Воскресение » (1931). Кинокартина вышла в прокат 27 января 1931 года и пользовалась большим успехом. Роль, которую готовился исполнить Михаил Вавич сыграл уже другой актёр. СемьяОтец артиста князь[уточнить] Иван Вавич вместе со своей супругой Марией вынужден был эмигрировать из Черногории в Россию в поисках «лучшей жизни» вскоре после окончания балканской кампании. Поселившись в Одессе, на юге, чтобы чувствовать себя не слишком далеко от родины. В семье было пятеро детей: две дочери (Валентина и Варвара) и три сына (Григорий, Михаил и Николай). Варвара спустя двадцать лет переехала в Ригу, где вышла замуж за актёра Русской драмы Долохова. Григорий, старший брат, сначала занимался предпринимательством, а затем поступил на дипломатическую службу. С 1914 года Михаил Вавич женат на драматической актрисе Татьяне Павловой. Семейная жизнь Вавича продлилась немногим более года[уточнить]. Его жена обладала таким же, как Вавич, ветреным и легкомысленным нравом (по мнению актёра Мамонта Дальского). «Она до сих пор не верит, что мы вместе и живём как муж с женой, — говорил Вавич. — В сущности, она готова ежедневно опровергать самого меня в этой уверенности...». С целью повидать своих друзей и родственников Вавич в последний раз побывал в Европе летом 1929 года. Проездом на несколько часов он посетил свою сестру Варвару, жившую с семьёй в Риге. Затем отправился в Таллин, чтобы повидать старшего брата Григория (работавшего в торгпредстве СССР в Эстонии)[уточнить] с его супругой Марией и дочкой Татьяной. Оценки творчества и личностиБыстрая популярность и некоторые особенности исполнительской манеры Михаила Вавича имели не только положительные последствия. Наибольшую роль в успехе молодого певца сыграли его нестандартные природные данные, представлявшие в глазах публики удивительный контраст между голосом и внешностью. Слушая граммофонные записи Вавича, сделанные в 1906-1911 годах, очень трудно связать густой и массивный тембр оперного баса — с фотографией красивого молодого человека 26-30 лет от роду, обладавшего лицом и фигурой, характерными скорее для тенора. Как следствие, артист постоянно эксплуатировал свои природные данные, не приучаясь работать над собой и музыкальным материалом. эпиграмма «ВВВ»Что ты воешь, вялый Вавич, И если целевая аудитория любителей жестокого романса сметала с прилавков его пластинки, то в среде артистов Вавич нередко становился предметом насмешек. Главным «номером» и здесь стал тот же «жестокий романс» Штейнберга. Почти травестийное по своей карикатурности исполнение низкого баса с преувеличенными проявлениями эмоций очень быстро превратило романс в жестокую пародию на самоё себя. А иронически произнесённый припев «вот, что наделали песни твои» сделался курьёзным жупелом — или синонимом того, что может «наделать» жестокое искусство при «неосмотрительном применении». Очень скоро появились пародии других артистов, самой известной из которых стала «жёстко-физиологическая» версия романса авторства известного артиста-эксцентрика, старшего коллеги Вавича Михаила Савоярова под тем же названием: «Вот, что наделали песни твои», многократно издававшаяся и имевшая большой успех у публики. Исполняя этот романс, Савояров всячески издевался, имитируя преувеличенные интонации и сценические манеры Вавича. Чуть позже появилась и савояровская пародия на исполнение известного романса «Глаза» (на текст Щепкиной-Куперник). В среде эстрадных артистов имело хождение несколько ядовитых эпиграмм на Михаила Вавича, большая часть которых принадлежала перу его тёзки. Михаил Вавич был очень общительным и жизнелюбивым человеком, обладая необычайно лёгким и даже легкомысленным характером. Известный актёр Мамонт Дальский в своих записках говорит об этом с предельной определённостью: «В молодости Вавич казался богом легкомыслия, иначе и не могло быть: слишком уж жадным успехом сопровождалась вся его карьера». Примерно в том же тоне вспоминал о нём в своей «Повести о жизни» и знаменитый актёр Николай Монахов:
В нескольких фразах своих воспоминаний Николай Монахов опытным взглядом профессионала и прирождённого психолога очень точно высветил основные черты и особенности артистического стиля и личности своего коллеги по артистическому цеху. Ещё более определённо о несценическом характере и образе жизни Вавича высказался известный московский искусствовед и художник Иван Лазаревский. Вспоминая Петербург-Петроград времён своей молодости (1900-е годы), он прямым текстом описывал господствовавшие тогда нравы столичного полусвета, в частности, кругов поклонниц и почитательниц около оперетты и эстрады: «Надо вам сказать, что в былое время представительницы тогдашнего питерского демимонда имели свои клички ― тут были и Надя-Станцуй, и Маня-Форель, и Таня-Блондинка... и Манька-Кудлашка, и Шурка-Зверёк и так далее. Всё это были красивые и по-своему оригинальные женщины». И далее в письме он более подробно остановился на судьбе одной из перечисленных дам, «Маньки-Кудлашки», в центре внимания которой оказался Михаил Вавич: [значимость факта?]
Публикации и звукозаписи«Песнь о качелях» (музыка В. Голлендер), оперетта «Весёлая вдова». Обложка нот (1906).Не будет преувеличением сказать, что широкая дореволюционная популярность Михаила Вавича опиралась, прежде всего, на его чрезвычайно активную работу с крупнейшими фирмами грамзаписи, которая началась в 1906 году. После первого же сценического успеха певца стали регулярно приглашать записываться на грампластинки и его имя вскоре сделалось едва ли не синонимом низкого мужского голоса, звучащего из патефонной трубы. Широкую российскую популярность в исполнении Вавича приобрела «Песнь о качелях», впоследствии многократно издававшаяся на граммофонных пластинках и в брошюрах с нотами и фотографией артиста. Любой романс в исполнении Вавича почти гарантированно становился шлягером. После успеха очередного вставного номера Вавича в оперетте Валентинова «Ночь любви» (где он спел под гитару романс «Очи чёрные»), фирма «Пишущий Амур» немедленно организовала запись. Первый тираж был раскуплен за месяц. Будь то знаменитая песня «Колокольчики-бубенчики» Михаила Штейнберга на стихи Скитальца, или же слабо проходной романс «На последнюю пятёрку», короче говоря, почти всё, исполняемое Вавичем, вскоре оказывалось на патефонных пластинках. По данным журнала «Граммофонный мир» уже к 1910 году Вавич вошёл в тройку самых записываемых артистов Российской империи (после Богемского и Сарматова), число его записей превысило 340 товарных единиц. Одновременно он занял первое место среди певцов, поскольку опередившие его Богемский и Сарматов, исполнявшие в основном, скетчи, мелодекламации и куплеты, относились совсем к другому жанру и типу исполнителей. Несмотря на техническое несовершенство, звукозапись выполнила свою роль. Десятки сохранившихся пластинок Михаила Вавича донесли до наших дней его узнаваемую манеру исполнения и особенного тембра голос, выделявший его среди эстрадных певцов того времени. Среди опереточных и романсовых записей Михаила Вавича можно назвать следующие:
Фильмография
|