Войти  |  Регистрация
Авторизация

Прянишников, Илларион Михайлович



Илларион Михайлович Прянишников (20 марта [1 апреля] 1840, Тимашово, Боровский уезд, Калужская губерния, Российская империя — 12 [24] марта 1894, Москва, Российская империя) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Отец: Михаил Петрович (1796 — ?) — купец 1-й гильдии, открыл первую в Калужской губернии бумажную фабрику, за благотворительный вклад получил звание почётного гражданина Калужской губернии. Мать: Елизавета Ивановна Билибина (1810 — ?) из рода калужских купцов 1-й гильдии, внучка Ивана Харитоновича Большого.

Братья Иллариона: старший — Сергей (25.09.1837 — 18.05.1912) был известен как директор Лальской бумажной фабрики; младший брат Александр (1845 — ?) — помощник старшего брата на фабрике.

С десятилетнего возраста жил в Москве в доме своего дяди Кузьмы Петровича Прянишникова (? — 1853). Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: после смерти дяди, ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в чайную лавку Волкова. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С. Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

В. Г. Перов.
Портрет И. М. Прянишникова (около 1862)

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865) за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова, «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. «Для нас, русских жанристов, Москва — клад», — говорил Прянишников: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью». И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867); страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило — не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.

В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года и в 1874 году завершил полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвёртый) находится ныне в Третьяковской галерее. Крамской восхищенно писал Репину: «Прянишников написал хорошую вещь — „Пленные французы в 1812 году“».

В 1871—1872 годах для Политехнической выставки в Москве Прянишников вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне; из девяносто семи сюжетов Прянишниковым было написано восемнадцать — в их числе: «Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе».

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

В 1871 году появилась картина «Художник Перов на охоте», которая ознаменовала начало новой тематики в творчестве Прянишникова: в картинах «Конец охоты», «На тяге», «Охота пуще неволи» ему удалось показать гармоничного сочетания человека и природы.

В 1874 году вместе с К. А. Трутовским, В. Е. Маковским, И. Н. Крамским иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1875—1877 годах работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве.

Живя преимущественно в Москве, он однако ездил на Русский Север для зарисовок с натуры, в частности неоднократно бывал в Лальске, у старшего брата Сергея. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат; на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе.

Во второй половине 1880-х — первой половине 1890-х годов Прянишников исполнил несколько монументальных полотен, посвященных бытовому укладу и традициям русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Крестный ход», «Общий жертвенный котел в престольный праздник», «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии». В это же время в его творчестве возникали «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893).

В 1891—1892 годах, заболев туберкулезом, переселился в Крым, в Алупку, где жил в имении П. И. Губонина. По возвращении в Москву вновь преподавал в училище, в 1893 году был избран действительным членом Академии художеств.

Скончался в Москве 12 (24) марта 1894 года; похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве.

Произведения

  • «Шутники. Гостинный двор в Москве» (1865)

  • «В 1812 году» (1874)

  • «Спасов день на севере» (1887)

  • «Крестный ход» (1893)

  • «Мальчик-коробейник» (1860-е),
  • «Чтение письма в мелочной лавке» (1860-е),
  • «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, ГТГ)
  • «Погорельцы» (1871),
  • «В 1812 году»(1873), (в собрании Одесского художественного музея).
  • «В 1812 году» (1874, ГТГ)
  • «Порожняки» (1871, Харьковский художественный музей, вариант 1872 г. — в ГТГ)
  • «Жестокие романсы» (1881),
  • «На тяге» (1881, холст 53,8 х 44,5 см.) Тверская областная картинная галерея
  • «Охота пуще неволи» (1881),
  • «Дети на рыбалке» (1882), Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова.
  • «Возвращение с ярмарки» (1883),
  • «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ),
  • «В мастерской художника» (1890),
  • «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов).
  • «В ожидании шафера» (1891). Серпуховский историко-художественный музей

Картины, находившиеся в доме брата Сергея Михайловича в Лальске и в 1918 году переданные в Великоустюжский музей:

  • «Портрет брата»,
  • «Портрет жены брата»,
  • «Гостья»,
  • «Вид фабрики Сумкина»,
  • «Ярмарка в Лальске».

Другие картины «лальского» цикла:

  • «В засаде» (1881),
  • «Ребятишки на изгороди» («Воробьи»),
  • «Конец охоты» (1884),
  • «Крестный ход» (1893),
  • «Базар в Лальске»,
  • «Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии»,
  • «Церковный староста»,
  • «Дьячок»,
  • «У тихой пристани»,
  • «В провинции».

Семья

Жена: Елена Флегонтовна из рода московских дворян Воскресенских, родилась около 1847 г. Сестра архитекторов Сергея Флегонтовича и Флегонта Флегонтовича Воскресенских. По причине её слабого здоровья брак Прянишникова был бездетным, как свою дочь он воспитывал девочку, взятую из бедной семьи, — впоследствии бабушку советского писателя А. Кондратовича.

Жена была натурой для некоторых картин Прянишникова, так, полностью с неё писан портрет молодой женщины под названием «Гостья», её черты угадываются в облике девушки с картины «Жестокие романсы», на неё немного похожа «Пряха». С 1900 года проживала в Лальске у родственников, умерла по разным сведениям либо в 1919 г. или в 1931 г., похоронена на Лальском кладбище в семейном некрополе.

Фильмография

  • 2019 — «Передвижники. Илларион Прянишников» («Культура», документальный)

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent