Войти  |  Регистрация
Авторизация

Рынок



Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами.

Рынки могут принимать различные формы. Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка. Рынок с одним основным продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного крупнейшего покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

Определение

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, рынок — это институт, механизм, сводящий покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Сами рынки могут принимать различные формы.

Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

В экономической социологии помимо базовых экономических аспектов, рынок характеризуется структурными связями, институциональными формами, иерархией и культурными конструкциями.

История развития понятия

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века. В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов.

Функции

К функциям рынка относятся:

  • информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  • посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  • ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
  • регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  • стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  • координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
  • санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.
  • Формы организации

    Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

    Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и прочие социальные институты.

    Классификации рынков

    По территориальному признаку:

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой
  • По субъектам, вступающим в обмен:

  • рынок потребителей
  • производителей
  • промежуточных продавцов
  • государственных учреждений
  • По объектам обмена:

  • рынки средств производства
  • рынок товаров и услуг
  • финансовый рынок
  • рынок интеллектуальной собственности
  • По степени конкуренции:

  • конкурентный (совершенная конкуренция)
  • с монополистической конкуренцией
  • олигопольный
  • монополия
  • С учётом ассортимента:

  • замкнутый
  • насыщенный
  • смешанный
  • По степени соблюдения законности:

  • легальный (официальный)
  • нелегальный (теневой)
  • чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
  • По степени насыщенности:

  • равновесный (спрос = предложение)
  • дефицитный (спрос > предложение)
  • избыточный (спрос < предложение)
  • По степени развитости экономической свободы:

  • свободный
  • регулируемый
  • По характеру продаж:

  • оптовый
  • розничный
  • Экономические законы, действующие на рынках

    • Закон стоимости
    • Закон спроса и предложения
    • Закон конкуренции

    Способы измерения концентрации рынка

    • Коэффициент Джини
    • Индекс Херфиндаля (HHI)
    • Коэффициент Лернера

    Моделирование конкуренции на рынке

    • Модель Бертрана
    • Олигополия Курно
    • Модель Штакельберга

    Определение степени монополизма на рынке

    • Коэффициент Лернера (L) (учитывает превышение цены на продукцию над предельными издержками производства; обратнопропорционален эластичности спроса на продукцию фирмы)
    • Коэффициент Тобина (q) (отношение рыночной стоимости активов к восстановительной стоимости активов)

    Добавить комментарий
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent