Широкова, Наталья Львовна
Наталья Львовна Широкова (урожд. Мезенцева; 10.01.1958, Свердловск, СССР — 05.06.2019, Екатеринбург, РФ) — российская танцовщица и хореограф contemporary dance, педагог. Член Союза театральных деятелей России (с 1996). БиографияРодилась 10 января 1958 года в Свердловске (Екатеринбург). Воспитывалась мамой, Мезенцевой Валентиной Михайловной (1918—2018). С детства была физически одаренной, успешно занималась фигурным катанием, ей очень нравились и занятия хореографией. В пятнадцать лет была приглашена в спортивный интернат (сейчас — училище олимпийского резерва) в секцию легкой атлетики. Становилась призером российских и всесоюзных соревнований по легкоатлетическому многоборью. Особенно хорошо ей давались бег с барьерами, прыжки в длину, прыжки в высоту. В 1980 году окончила Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Физическое воспитание». Работала преподавателем физической культуры в Уральском политехническом институте. Увлеклась пантомимой и пыталась увлечь всех своих знакомых. В свободное время занималась в студии пантомимы при студенческом театре института (в дальнейшем — профессиональный коллектив оригинального жанра «МИМ»). Из студии пантомимы была приглашена в театр «Провинциальные танцы» (основатель и режиссер театра — Лев Шульман), где с 1990 по 1998 годы выступала как танцовщица и хореограф-постановщик. Благодаря яркой индивидуальности и независимому, даже упрямому характеру смогла реализовать и выпустить два спектакля, которые отличались от других постановок театра новым, конструктивистски жестким танцевальным языком. Ее миниатюра «Вещь за спиной» стала первой российской постановкой contemporary dance, получившей международное признание: в 1992 году на V Международном конкурсе танца в Париже танцовщики-исполнители Татьяна Машьянова и Ренат Хасбатов стали обладателями Гран-при. Оставшись без Льва Шульмана в середине сезона 1993/1994, Татьяна Баганова, Наталья Широкова, Мария Козева, Равиль Галимов и Ренат Хасбатов продолжили формировать театр «Провинциальные танцы» и по праву разделили все достижения первого десятилетия существования труппы. Наталья вместе с театром принимала участие в многочисленных международных хореографических и театральных проектах. Много гастролировала по России, Европе, Америке. Проходила стажировки на Американском фестивале танца (American Dance Festival (англ.)). В 2000 году в Москве организовала театр танца Na.sH. В 2007 году представила спектакль «Двери настежь», который стал началом продолжительной совместной работы с молодыми танцовщиками ГАБТ. Была участницей Мастерской новой хореографии ГАБТ под руководством А. О. Ратманского. Одновременно с постановочной деятельностью сотрудничала с драматическими театрами как хореограф и вела активную преподавательскую работу. В 2014 году вернулась в Екатеринбург, где продолжила преподавать и ставить хореографию для различных проектов. Умерла 5 июня 2019 года в Екатеринбурге. Творчество«Наталья Широкова была одновременно хореографом интеллектуальным и чувственным — что бывает редко. Разум и сердце работали, не ссорясь. Конструкции ее спектаклей были выстроены с железной логикой, при этом в каждом из них транслировалось внимание к каждому человеку. Да, чаще всего — к женщине; Широкова говорила о женской участи, не склоняясь ни к древнему „бабству“, ни к сверхсовременному феминизму. Естественность движения и изобретательность его — таков был стиль». «<…>жюри под председательством известного французского танцовщика, хореографа, педагога Жана-Кристофа Майо сочло безупречным выполнение обязательной программы по технике именно Таней и Ренатом (педагог-репетитор Е. Сусанова). В успехе же произвольного номера, кроме артистизма и хорошей техники исполнителей, учитывались его оригинальность и острый психологический подтекст. „Вещь за спиной“ (на музыку Луиджи Ноно) — первая хореографическая работа (и удача!) Натальи Широковой, артистки театра. Выдержанная в стилистике авангардного танца, она высвечивает сложные и запутанные отношения двоих». «Двери настежь», новый спектакль Натальи Широковой, стал естественным продолжением ее дебюта на Мастерской новой хореографии в Большом театре. В прошлом ноябре на «Мастерской» артистка Большого Анна Коблова станцевала миниатюру Широковой «Я есть женщина, я есть цветок» и, видимо, убедила своих коллег, что работать в современном танце интересно. <…> В «Дверях настежь» «классики» отпускают себя на свободу, позволяют спинам вдруг неимоверно ссутуливаться, рукам плескаться беспорядочно и нервно, а ногам пускаться в почти дискотечный пляс. Классика обязывает ежедневно торжественно держать лицо и спину, здесь же, на маргинальной площадке Театра Луны, людям разрешено быть собой: быть слабыми, быть веселыми. Здесь есть место рефлексии и сарказму — в миниатюре «Популярная механика» очерки офисной жизни (белый верх, черный низ, очередь к кулеру, выяснение отношений двух парней в столкновении двух рук с пластиковыми стаканчиками так, что пластмасса трещит и мнется) теряют конкретность места и говорят о том, как бессмысленна любая борьба за статус. (Для балета такой взгляд на вещи — чудовищная ересь.)" «Наталья всегда была полна сомнений и никогда не успокаивалась на достигнутом, продолжая поиски собственного хореографического почерка в направлении „театрального“ модерн-танца. Она многому меня научила — не только точному созданию танцевальной роли, но прежде всего определенному психологическому существованию на сценической площадке. Это были настоящие уроки актерского мастерства применительно к танцовщикам, близкие и понятные мне, поскольку в этом имелось сходство с основными характеристиками немецкого экспрессивного танца. Когда в середине сезона 1998/1999, в расцвете творческих сил ей пришлось уходить из театра, она сделала это спокойно, ведь впереди было еще много планов». «Принципиальным моментом для хореографии Наташи Широковой был диалог с артистом. Именно особенности физических данных и личные качества исполнителя — характер, темперамент, мировоззрение — рождали авторскую интонацию, своеобразие пластики, выбор сюжета. Танцовщик всегда соавтор, никогда просто технический исполнитель. Наташа предлагала свободу интерпретации движения, давала возможность собственного музыкального решения в раскладке хореографии на звуковую партитуру. У меня никогда не было „ломки“, „перестройки“ для исполнения хореографии. Преодоление технических трудностей — да, но это совсем другое. Эмоционально, музыкально, пластически хореография Наташи удивительным образом открывала исполнителю неизвестные грани самого себя». «Сейчас уже точно не помню, как и когда мы познакомились с Наташей Широковой. Скорее всего, это произошло с подачи Сергея Летова где-то в начале или середине 2000-х. Спустя какое-то время она мне вдруг позвонила с просьбой помочь собрать саундтрек для танцевального номера „Чайки. Надежда“, который должен был быть представлен на Мастерских современной хореографии в Большом театре. Меня приятно удивил набор треков, которые уже были отобраны для музыкального сопровождения, — Штокхаузен, Pan Sonic. Номер, как я помню, удался, и Наташа пригласила меня уже в более масштабный проект „Три лекции“ — театрально-танцевальный спектакль с видеоартом, текстами, музыкальными номерами. Музыка, которая должна была исполняться в реальном времени, отличалась радикализмом и разнообразием. Мне было предложено выступить в качестве актера в заключительной части спектакля. Наташа оказалась режиссером целеустремленным, смелым, склонным к экспериментам и неожиданным ходам, проявив себя при этом настоящим специалистом в области современного танца. К сожалению, после двух вполне успешных показов в камерном театральном пространстве проект прекратил существование. Позже мы несколько раз случайно пересекались, говорили о возможном сотрудничестве, которого так и не случилось, а жаль. Вспоминаю Наташу с теплотой и благодарностью, участие в ее проектах было интересным и незабываемым!» Театр «Провинциальные танцы»Хореограф-постановщик1992 — Миниатюра «Вещь за спиной» Танцовщица1990 — Программа «От Баха до…». Хореография Владимир Пона, Николай Сапожников, Татьяна Баганова и др.
Театр танца Натальи Широковой «Na.sH»2001 — «Человек по прозвищу человек» Проекты 2014—2019 (Екатеринбург)2017 — Миниатюра «Музыкальная шкатулка — Куклы» Хореография к драматическим спектаклям2004 — «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского, режиссер Н. Семенова Преподавательская деятельностьСвердловский государственный театральный институт Признание и награды1992 — V Международный конкурс танца в Париже, миниатюра «Вещь за спиной», хореограф-постановщик. Танцоры Татьяна Машьянова и Ренат Хасбатов стали обладателями Гран-При |