Войти  |  Регистрация
Авторизация

Гаражная экономика



Гаражная экономика — это разнообразная хозяйственная деятельность, сконцентрированная на территории гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Часто под «гаражной экономикой» ошибочно понимают нелегальную, ненаблюдаемую, теневую экономику. Если издержки на формальную легализацию (регистрация ООО или ИП) ниже, чем на деятельность без регистрации, гаражники официально регистрируют свою деятельность и действуют в формальном поле.

История

В 1960-е годы в СССР начали возникать первые гаражно-строительные кооперативы. Постановление Совета министров РСФСР № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев» разрешало организацию гаражно-строительных кооперативов по образу существовавших жилищных и дачных кооперативов. Граждане могли приобрести в постоянное пользование одно место в одном ГСК. В 1970—1980-е гг. благодаря появлению и распространению относительно доступных легковых автомобилей гаражно-строительные кооперативы стали появляться на окраинах многих советских городов. Тогда же начала возникать и гаражная экономика — отдельные члены кооперативов занимались оказанием услуг по ремонту автомобилей.

В 1980-е и 1990-е гг. благодаря появлению возможности строить гаражи не по типовым проектам, переходу права собственности на гараж от ГСК к гражданам-участникам кооператива, а также ослаблению контроля со стороны властей, на территориях гаражно-строительных кооперативов стало возможным осуществлять более разнообразную деятельность. Макроэкономическая обстановка — сокращение реальной заработной платы, рост безработицы — также стимулировал рост количества самозанятых, в том числе и в гаражной экономике.

Масштаб

По результатам исследования «Гаражная экономика в российской провинции», проведённом при поддержке фонда «Хамовники» (учредитель Александр Клячин) в 2015—2016 гг., гаражная экономика присутствует во многих крупных городах России. Наибольшее количество «гаражников» присутствовало в Ульяновске (35 100 чел.), Тольятти (5460 чел.), Анапе (5205 чел.) и Набережных Челнах (2898 чел.).

В Сочи и других курортных городах гаражи чаще всего переоборудуются в жилые помещения, либо для переселения владельцев туда и сдачи основного жилья в курортный период, либо наоборот, сдачи самого гаража.

Деятельность

Основными причинами, побуждающими людей к участию в гаражной экономике, являются потребность в деньгах для себя и семьи при невозможности найти подходящую работу, желание независимости и самореализации.

Как правило, гаражники работают в одиночку, реже встречаются формы артели и кооперации между несколькими гаражниками, распределённые мануфактуры. При необходимости в рабочей силе предпочитают привлекать родственников или подмастерьев, реже происходит наём посторонних.

Сбыт продукции и поиск клиентов осуществляется, как правило, посредством «сарафанного радио», дабы не привлекать внимания. Также используется Интернет: youtube-каналы, сайты бесплатных объявлений, профильные форумы и т. д.

Наиболее распространены следующие виды деятельности гаражной деятельности:

• ремонт автомобилей, производство запасных частей, автосервис;

• производство мебели и фурнитуры;

• производство строительных материалов;

• использование в качестве жилого помещения, предоставление в аренду.

Доход от некоторых видов деятельности (2015 год):

Регулирование

В настоящее время не существует единой политики в отношении гаражной экономики. Гаражно-строительные кооперативы, как юридические лица, подпадают только под действие ещё советского закона «О кооперации». В зависимости от региона и муниципалитета гаражникам может быть выгодно либо оставаться в тени, либо так или иначе легализироваться — например, через регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Некоторые города учитывают экономическую деятельность в ГСК в стратегиях развития малого бизнеса.

В июле 2016 года на экономическом совещании, на котором присутствовали министры, советники и региональные чиновники, Президент РФ Владимир Путин поручил найти способы решения проблемы теневой экономики и создать условия для малого бизнеса «не хуже, чем в гаражах».

Бизнес-омбудсмен Борис Титов выдвигал предложения, направленные на легализацию части ненаблюдаемой экономики и, в частности, гаражной экономики, путём создания новой правовой формы бизнеса — «индивидуальный предприниматель без права найма работников». По оценкам Титова, это позволило бы увеличить вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России до 30 % к 2025 году. В 2015 году вклад этих видов бизнеса составлял 19,9 % по оценкам Росстата.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent