Войти  |  Регистрация
Авторизация

Новосибирский троллейбус



Новосибирский троллейбус — система троллейбусного транспорта в городе Новосибирске. Движение началось 6 ноября 1957 года.

История и общие сведения

Пробная поездка состоялась 6 ноября 1957 года, накануне празднования 40-летия Октябрьской революции. На следующий день началось регулярное ежедневное движение по маршруту «Аэропорт — ул. Мостовая (автовокзал)». Первоначальное количество троллейбусов в городе составляло 10 единиц МТБ-82, а к 1958 году их количество возросло до 45.

В октябре 1961 года начинается эксплуатация троллейбусов модели ЗиУ-5, поступивших из г. Энгельс.

22 декабря 1962 года открывается Кировское троллейбусное депо по ул. Сибиряков-Гвардейцев.

В 1972 году, на улицах города появляются 16 троллейбусов ЗиУ-9.

19 октября 1976 года открывается Заельцовское троллейбусное депо.

К концу 1977 года протяженность троллейбусных линий (177,1 км) стала, больше чем трамвайных (174,62 км).

С 1984 года в Новосибирске началась успешная эксплуатация троллейбусных поездов из двух машин ЗиУ-682, работающих по системе Владимира Веклича.

28 декабря 1988 года открывается Ленинское троллейбусное депо.

С 1992 года происходила ликвидация участков контактной сети.

Общее количество машин сохраняется приблизительно на постоянном уровне, ни один сибирский город не сохранил такого количества подвижного состава этого вида электротранспорта.

В 2004 году доля троллейбусного транспорта в городских перевозках составляла 24 %, уступая только автобусам. Среди муниципального транспорта троллейбус занимал лидирующую позицию с долей 30 %. В 2008 году доля троллейбуса в общегородских перевозках составила около 13 % (среди муниципального транспорта — 32 %, уступая только метрополитену), что объясняется главным образом ростом числа перевезённых частными автобусами пассажиров.


В 2011 году пассажиропоток составил 52,1 миллиона человек

С 16 июля 2018 года начата реализация пилотного проекта сетевой поездки, в рамках которого пассажир, пересаживающийся в течение часа с любого троллейбуса или трамвая на другой троллейбус или трамвай (в том числе этого маршрута) получает скидку 100 % на вторую поездку.

Также пассажир получает скидку 50 % на вторую поездку в случае пересадки с троллейбуса маршрутов 29 на метрополитен и обратно. Данный проект показал, что большинство пассажиров предпочитает пересадку на метро и далее троллейбусы едут пустыми. Для удобства пассажиров и сокращения дублирования часть подвижного состава маршрута № 29 переведена на созданный маршрут № 29К, который также был включён в программу.

С 15 декабря 2020 года стоимость проезда составляет 24 рубля.

Подвижной состав

  • ЗиУ-682
  • ЗиУ-6205
  • ВМЗ-184
  • ВМЗ-201
  • ВМЗ-263
  • ВМЗ-375
  • СТ-682
  • БТЗ-5201
  • СТ-6217
  • СТ-6217М
  • ТролЗа-СТ-5265А
  • ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»
  • ТролЗа-5275.05 "Оптима"
  • ТролЗа-5275.06 "Оптима"
  • АКСМ-101А
  • АКСМ-101М

Действующие маршруты

  • 2 «Городской Аэропорт — вокзал Новосибирск-Главный»
Обслуживается головным предприятием. Пиковый интервал — 6 минут. Является самым старым сохранившимся маршрутом троллейбуса.
  • 4 "Затулинский жилмассив — З-д медпрепаратов

В случае перегруженности магистралей отсутствия времени для выполнения полного рейса, троллейбусы выполняют сокращённые рейсы до пл. Труда.

Обслуживается филиалом № 2. Пиковый интервал — 8 минут.
  • 5 «Аэропорт — ул. Ленинградская»
Обслуживается головным предприятием. Пиковый интервал — 6 минут.
  • 7 «Станиславский жилмассив — ул. Лазурная»

В случае перегруженности магистралей отсутствия времени для выполнения полного рейса, троллейбусы выполняют сокращённые рейсы до ост. Автопарк

До 1 июня 2011 года — «Станиславский ж/м — Автопарк» В начале июня 2008 года из-за ремонта троллейбусных проводов на улице Бориса Богаткова следовал по маршруту «Станиславский ж/м — Аэропорт» Обслуживается филиалом № 3. Пиковый интервал — 7 минут.
  • 8 «Затулинский жилмассив — ул. Ленинградская»
Обслуживается филиалом № 2. Пиковый интервал — 6 минут.
  • 10 «Институт горного дела — Сад им. Дзержинского».
Во время перекрытия Красного проспекта с целью проведения праздников и мероприятий или из-за разрыва троллейбусных проводов на улице Кирова следует по маршруту «Сад им. Дзержинского — Автовокзал» (по улице Восход). Во время строительства станции метро «Золотая Нива» следовал по маршруту «Сад им. Дзержинского — ст. метро „Речной вокзал“» (по маршруту закрытого 21 маршрута). Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут.
  • 13 «Ул. Учительская — ст. метро „Речной вокзал“»
Обслуживается головным предприятием совместно с филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут.
  • 22 «Ул. Учительская — Лазурная»
Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 8 минут.
  • 23 «Сад им. Дзержинского — вокзал Новосибирск-Главный»
:Во время строительства станции метро «Берёзовая роща» от проспекта Дзержинского до станции метро «Красный проспект» троллейбусы этого маршрута следовали по улице Крылова. В настоящее время — по улице Гоголя. Обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 6 минут. В настоящее время в ночь на Пасху некоторые троллейбусы совершают рейсы: "Вознесенский собор- цирк-Центральный рынок-

— ул. Гоголя — станция метро «Березовая роща» — Сад им. Дзержинского.

  • 24 «Ул. Учительская — Станиславский жилмассив»
:До 15 июня 2006 года следовал до остановки «Магазин „Чемпион“» (пл. Калинина). 15 июня 2006 года продлён до остановки «Ул. Учительская». В 80-е годы — «Пл. Калинина — ст. метро „Студенческая“» (через Димитровский мост) --> Обслуживается филиалом № 3 совместно с головным предприятием. Пиковый интервал — 4 минуты. Самый длинный маршрут троллейбуса в Новосибирске — 17,65 км, на 500 метров длиннее своего ближайшего конкурента — маршрута 29.
  • 26 «Затулинский жилмассив — Молкомбинат» (работает в часы пик)

В случае перегруженности магистралей и отсутствия времени для выполнения полного рейса, троллейбусы выполняют сокращённые рейсы до пл. Кирова

Обслуживается филиалом № 2. Самый короткий маршрут троллейбуса в городе — 6,4 км.
  • 29К «Северо-Чемской жилмассив — Метро Площадь Маркса». Открыт 3 сентября 2018 года путём отвлечения подвижного состава с маршрута № 29, впоследствии закрытого. Обслуживается филиалами № 2 и 3.
  • 36 «Ул. Лазурная — Речной вокзал»
Открыт в 1995 году, обслуживается филиалом № 1. Пиковый интервал — 30 минут. Столь высокий интервал обусловлен наличием лишь 3 машин на линии (при этом в первую смену фактически работает лишь одна из них), в то время как на момент открытия маршрут обслуживало 16 единиц с интервалами 4 минуты. В апреле 2008 был продлен до остановки «Городской аэропорт», спустя 4,5 года (в ноябре 2012) снова был сокращен до площади Калинина (остановки «Метро Заельцовская»). 5 июня 2018 года в порядке эксперимента для повышения пассажиропотока был перенаправлен с конечной «метро Заельцовская» на конечную «Речной вокзал», с улицы Фрунзе стал поворачивать на Красный Проспект не направо, а налево. В экспериментальном порядке маршрут должен был проработать до 1 октября 2018 года, однако фактически продолжает ходить по данной схеме.

Отмененные маршруты

  • 1 «ул. Ляпидевского — ул. Ленинградская» (от Ул. Ляпидевского до ост. Северная следует на автономном ходу). Запущен в 2014 году, заменив троллейбусный маршрут № 5а. С 02.08.2016 сокращён до остановки «Ул. Ленинградская» (конечная остановка маршрутов 5 и 8). До пуска метро ходил по маршруту «Аэропорт» — «Бетонный завод», затем «Аэропорт» — метро «Красный проспект». В 1990-е «Аэропорт — метро „Речной вокзал“», после чего был закрыт.
  • 3 «Ул. Лазурная — Сад им. Дзержинского»
В 2011 году существовал временный маршрут — «Ул. Лазурная — Золотая Нива». Движение осуществлялось менее месяца — в период с 15 марта по 7 апреля 2011 года
  • «Метро Заельцовская — ТЭЦ-5- Ключ-Камышенское плато». Открыт в 2011 году как маршрут для троллейбуса-электробуса С 1 апреля 2014 года маршрут был сокращён до ТЭЦ-5. Осенью 2014 года был закрыт, был объединён, поглощён и заменён маршрутом № 1.
  • 6 «Вокзал Новосибирск-Главный — ст. метро „Площадь Маркса“»
Маршрут действовал с декабря 1997 по 2001 год. В 70-80-е годы — «Вокзал Новосибирск-Главный — Станиславский ж/м». Закрыт в 1986 году.
  • «Станиславский жилмассив — Дом Ленина». Закрыт с 16 октября 2012 года.
Временный маршрут, действовал с 20 по 29 сентября 2013 года. Действовал во время ремонта в связи с проведением работ по врезке теплотрассы по ул. Б. Богаткова (на участке в районе пересечения с ул. Кирова) с 22 часов 20 сентября 2013 года до 23 часов 29 сентября 2013 года.
  • 9 «Ул. Учительская — ДК им. Кирова»
В 70-е годы ходил по маршруту «ул. Учительская — Сад им. Дзержинского»(через Центральный рынок и ПКиО «Берёзовая роща»)
  • 10к «Сад им. Дзержинского — ул. Лазурная». Закрыт с 16 октября 2012 года.
  • 11 Завод медпрепаратов — Станиславский ж/м С 2009 по 2010 год следовал по маршруту «Завод медпрепаратов — Северо-Чемской ж/м». Работал только в часы пик. Отменён в 2012 году.
  • 12 «Автовокзал — ул. Лазурная»
В 70-е годы — «Ул. Есенина — Станиславский ж/м». В 80-е — «Ст. метро „Речной вокзал“ — Волочаевский ж/м». В начале 90-х годов — «ул. Лазурная — Вокзал Новосибирск Главный»
  • 13 «Молкомбинат — Станиславский ж/м». Действовал в начале 80-х годов.
  • 14 «Вокзал Новосибирск-Главный — карьер Борок»
В 70-е годы — «Аэропорт — карьер Борок». В 80-е годы — «Театр оперы и балета — карьер Борок».
  • 15 «Волочаевский ж/м — бетонный завод»
В начале 70-х годов: «Ул. Есенина — бетонный завод»
  • 16 «ДК им. Кирова — ул. Лазурная».
Следовал по ул. Нарымской, Писарева, Мичурина, Фрунзе.
  • 17 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Учительская»
Следовал через ул. Нарымскую, Плановую и пл. Калинина.
  • 18 «Автовокзал — ДК им. Кирова» (через пл. Калинина и Красный пр.)
В 70-е годы — «ДК им. Кирова — ул. Ленинградская».
  • 19 «Пл. Калинина — бетонный завод» (через Коммунальный мост)
В начале 80-х годов — «ДК им. Кирова — завод Медпрепаратов» (через Димитровский мост).
  • 20 «Ул. Лазурная — Вокзал Новосибирск-Главный» Отменён в 2009 году. В настоящее время числится как резервный в реестре маршрутов.
В начале 80-х годов — «ДК им. Кирова — Волочаевский жилмассив»(по ул. Владимировской, ул. Фабричной, ул. Большевистской, ул. Восход, ул. Кирова, ул. Бориса Богаткова, ул. Доватора). В конце 80-х — «Ст. метро „Октябрьская“ — Волочаевский ж/м». До 1 февраля 2003 года — «Ул. Лазурная — Дом Ленина»
  • 21 «Сад им. Дзержинского — ст. метро „Речной вокзал“»
  • Следовал по проспекту Дзержинского, улицам Красина, Фрунзе и Красному проспекту. В начале августа 2007 года был закрыт ввиду нехватки подвижного состава на маршруте № 13, который он наполовину дублировал. Высвобожденный подвижной состав был направлен на данный маршрут, который таким образом стал обслуживаемым двумя депо. Были идеи о возрождении маршрута, однако они до сих пор не воплотились в жизнь.
  • До 1986 года ходил по схеме «Затулинский ж/м — Бетонный завод».
  • 25 «Вокзал Новосибирск-Главный — ул. Ленинградская»
Следовал по ул. Советской, в последние годы был единственным маршрутом, проходившим по этой улице. После закрытия маршрута улица используется лишь в качестве объездной, на время перекрытия Красного Проспекта с целью проведения праздников и мероприятий (иногда — в случае дорожных работ), из-за разрыва троллейбусных проводов на Красном Проспекте, а также для учебных поездок. Обслуживался Дзержинским троллейбусным депо, отменён 15 июня 2006 года.
  • 27 «Автовокзал — Вокзал Новосибирск-Главный»
Действовал в начале 80-х годов в период строительства метро.
  • 28 «Станиславский ж/м — ст. метро „Заельцовская“»
Следовал через Коммунальный мост.
  • 29 «Северо-Чемской жилмассив — площадь Калинина». Следовал через Коммунальный мост. Обслуживался головным предприятием совместно с филиалом № 3. Пиковый интервал — 7 минут. Разное время ходил также до Автовокзала, Вокзала «Новосибирск-Главный» (через Димитровский мост). До апреля 2012 года следовал «Северо-Чемской жилмассив — Мехколонна» (в качестве пикового), после чего был временно закрыт из-за строительства транспортной развязки улице Ватутина (были убраны провода контактной сети). До площади Калинина вновь был запущен в ноябре 2012 года. В 2018 году стал первым маршрутом, проехав на котором, можно было получить скидку на проезд в метро и наоборот. Проект привел к падению пассажиропотока при движении по правому берегу. Закрыт в 2020 году. На востребованном пассажирами левобережном участке от Северо-Чемского ж/м до пл. Маркса остался работать маршрут 29к
  • 30 «Ст. метро „Площадь Маркса“ — Молкомбинат» (1996—1999 годы)
В 1986 году следовал по маршруту «Ст. метро „Октябрьская“ — ул. Ленинградская».
  • 31 «Ст. метро „Красный Проспект“ — ул. Учительская»
Следовал по ул. Богдана Хмельницкого, Танковой, Ипподромской, Писарева, Советской, Гоголя.
  • 32 «улица Космическая — Бетонный завод»
Действовал в начале 80-х годов в период строительства метро.
  • 33 «Ст. метро „Площадь Маркса“ — Затулинский ж/м»
  • 34 «Автовокзал — ДК им. Кирова»
Следовал по ул. Владимировской, ул. Фабричной.
  • 35 «Ст.метро „Площадь Маркса“ — Мехколонна»

Работал с августа по октябрь 2012 года по маршруту «Вокзал-Новосибирск Главный — Мехколонна»

  • 401 «площадь Калинина»-Аэропорт «Толмачево» работал с января по ноябрь 2012 года.

Информация дана на основе атласов:

  • Новосибирск: Историко-географический атлас / Отв. ред. Х. Х. Мелеск. — М.: «Роскартография», 1993. — 120 с. — 20 000 экз. экз. — ISBN 5-85120-015-4.
  • Новосибирский метрополитен / Под ред. А. В. Лаптева. — М.: ГУГК СССР, 1989. — 200 000 экз. экз.
  • Новосибирск: Схема городского транспорта / Под ред. А. Г. Гущиной, В. Д. Топчиловой. — М.: ГУГК СССР, 1979, 1982. — 185 000 экз. экз.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent