Догэн
Эйхэй До:гэн (яп. 道元; 19 января 1200 — 22 сентября 1253) — японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото. БиографияРодившись в аристократической семье и рано осиротев, До:гэн принял постриг в 1213 году, став монахом низкого разряда на горе Хиэй, в главном монастыре буддийской школы Тэндай. Согласно Кэндзэики (建撕記), он задавался одним вопросом о доктрине Тэндай:
Этот вопрос в основном был вызван концептом исконной просветлённости (яп. 本覚 хонгаку) Тэндайской школы, согласно которому, все люди являются просветлёнными по своей природе, и, следовательно, любая идея о просветлении с помощью духовных упражнений фундаментально неверна. В Кэндзэки далее упоминается, что До:гэн не нашёл ответа на свой вопрос на горе Хиэй и что он разочаровался в том месте из-за внутренних интриг и борьбы за продвижение. Поэтому До:гэн отправился искать ответ у других мастеров буддизма. Он посетил настоятеля храма Ондзё:-дзи (園城寺) по имени Ко:ин, который посоветовал ему отправиться изучать чань в Китай. В 1217 году До:гэн обучался в храме Кэннин-дзи (建仁寺) под руководством Мё:дзэн, а в 1223 году вместе со своим наставником отплыл в Китай, чтобы обучаться в монастыре Jing-de-si (Ching-te-ssu, 景德寺). Сначала До:гэн посетил ведущие монастыри чань-буддизма в провинции Чжэцзян. В то время большинство учителей Чань основывали свои методики преподавания на гунъань (公案, яп. ко:ан). Хотя До:гэн усердно изучал гунъань, он был разочарован слишком большому вниманию, которое им уделялась. Японский монах удивлялся, почему изучению сутр уделяется так мало внимания. Он был настолько разочарован, что отказался от а «передачи Дхармы» (обряд, во время которого учитель делает ученика своим духовным наследником) от своего наставника. Затем, в 1225 году До:гэн решил посетить чаньского наставника Жуцзина (如淨 яп. Нё:дзё), патриарха школы Цаодун. Под руководством Жуцзина, До:гэн осознал освобождение тела и духа, когда учитель сказал: «Отпусти тело и дух» (身心脱落 shēn xīn tuō luò). Эта фраза продолжала оказывать сильное влияние на До:гэна в течение всей его жизни, и может быть найдена в различных частях его писаний, например, в известном отрывке из «Гэндзё:ко:ан» (現成公案):
В конце летнего медитационного периода (яп. гэанго) в возрасте 25 лет До:гэн достиг великого просветления под руководством Жуцзина. После смерти наставника в 1227 году До:гэн Дзэндзи вернулся в Японию, найдя ответ на «вопрос всей жизни». В отличие от множества других монахов, приезжающих после обучения в Китае с ворохом сутр в качестве сувениров, До:гэн вернулся обратно с пустыми руками. Единственное, что До:гэн привёз с собой, — то, что сделало учение «просто сидения» его собственным (яп. 只管打坐 сикан-тадза). Он возвратился в храм Кэннин-дзи, где проходил обучение ранее. Среди его первых действий по прибытии было написание Фукан Дзадзэнги (яп. 普観坐禅儀; Широко рекомендуемые инструкции по дзадзэн)- короткий текст, подчёркивающий важность и дающий инструкции по дзадзэн- сидячей медитации. Однако, вскоре возникли трения с приверженцам школы Тэндай, желавших подавить новые формы буддизма- дзэн и дзё:до-синсю, и До:гэн покинул Тэндайскую часть Киото в 1230 году, поселившись в заброшенном храме на юге Киото, в настоящее время там находится город Удзи. В 1233 г. До:гэн основал Каннон-до:ри-ин в Фукакуса как небольшой центр практики дзэна. Позже он расширил этот храм до Ко:сё:хо:рин-дзи (興聖法林寺). В 1243 году До:гэн покидает Киото и по приглашению мецената Хатано Ёсисигэ (яп. 波多野義重) удаляется в горы Этидзэн, на север от Киото. Приглашение он принял из-за напряжения со школой Тэндай и увеличившимся соперничеством со школой Риндзай. В 1244 году строительство спонсируемого Хатано Ёсисигэ монастыря Дайбуцу-дзи (大仏寺), при помощи последователей До:гэна, было завершено. Во время строительных работ До:гэн жил и преподавал в храме Ёсиминэ-дэра возле Дайбуцу-дзи, где он «впал в депрессию». Это событие отметило важную перемену в его жизни, именно в то время он написал «тщательную критику дзэн-буддизма школы Риндзай», в которой критиковал Dahui Zonggao, самую влиятельную фигуру чань-буддизма времён династии Сун. В 1246 г. монастырь был переименован в Эйхэй-дзи, и сейчас известен под именем Дайхондзан Эйхэй-дзи. Этот храм и сейчас остаётся одним из двух ведущих храмов в дзэн школы Со:то:, второй- Со:дзи-дзи. В Эйхэй-дзи До:гэн продолжил свою практику дзэн, воспитывая учеников. В 1247 г. новый регент сё:гуна Хо:дзё: Токиёри пригласил До:гэна в Камакуру. До:гэн проделал довльно длинный путь, чтобы обучить сё:гуна дзэну, а затем вернулся в Эйхэй-дзи в 1248 г. В 1253 году До:гэн занемог и умер в возрасте 53 лет. Современные школы Со:то: отмечают день ухода До:гэна 29 сентября. Учение До:гэнаДо:гэн учил недвойственности между просветлением и практикой дзэн. Сидение в дзадзэн уже есть просветление. По До:гэну вначале необходимо пробудить мысль о просветлении, в искреннем следовании за которой и заключается путь Будды и патриархов. Дайосё Эйхэй До:гэн говорил:
Основные труды
Образ в кино
|