Войти  |  Регистрация
Авторизация



Паровоз 9П (9-й тип паровоза — заводское обозначение) — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи.

История

Новый маневровый паровоз, получивший обозначения 9П, был разработан Локомотивпроектом НКТП в 1934—1935 годах. Первый, опытный паровоз этого типа был построен на Коломенском машиностроительном заводе в 1935 году (заводской тип 164).

В следующем году Коломенский завод выпустил ещё 55 паровозов типа 9П. Также эти паровозы стали выпускаться на Новочеркасском паровозостроительном заводе (16 паровозов в 1937 году, 64 в 1938 году).

С 1939 года Коломенский завод возобновил постройку паровозов типа 9П, при этом конструкция паровозов, выпускавшихся с 1939 года была улучшена по сравнению с более старыми паровозами 9П.

В 1946—1955 годах паровозы 9П выпускались Муромским паровозостроительным заводом им. Дзержинского. С 1955 по 1957 год Муромский завод выпускал несколько изменённый вариант паровоза, получивший обозначение 9ПМ.

Количество выпущенных паровозов

  • Коломенский завод:
    • 1935 — 1 паровоз
    • 1936 — 55 паровозов
    • 1939 — 67 паровозов
    • 1940 — 60 паровозов
    • 1941 — 25 паровозов
  • Новочеркасский завод:
    • 1937 — 16 паровозов
    • 1938 — 64 паровоза
  • Муромский завод (суммарный выпуск 2736 паровозов):
    • 1946—1955: ~2200 паровозов
    • 1955—1957 (9ПМ): ~500 паровозов

Использование

Паровозы 9П использовались на маневровых работах советскими железными дорогами, а также многими предприятиями для самых разных целей, например, для подачи вагонов-ковшей под разлив доменного чугуна.

Технические особенности

Первый (опытный) паровоз Коломенского завода имел следующие характеристики и конструктивные особенности:

  • Котёл: диаметр — 1320 мм, топка радиального типа, 160 дымогарных труб диаметром 46/51 мм и длиной 3250 мм
  • Парораспределение: тип Вальсхарта (Гейзингера) с кулисой закрытого типа, нераздвижными цилиндрическими золотниками с внутренним впуском пара
  • Два горизонтальных инжектора Фридмана АНТК-6 и АНТК-7, прикреплённых к будке машиниста
  • Поршни без контрштоков
  • Дышла с плавающими втулками из свинцовистой бронзы
  • Сварные междурамные крепления
  • Запас воды — 5м³
  • Запас угля — 2м³
  • Бандажи колёс второй оси не имели гребней, это было сделано для облегчения прохода кривых малого радиуса (до 40 метров)
  • Рессорное подвешивание — трёхточечное, статически определённое
  • Масса паровоза в рабочем состоянии — 55 тонн

Паровозы, выпускавшиеся на Коломенском заводе с 1939 года, имели следующие особенности, отличавшие их от паровозов более раннего выпуска:

  • Увеличенный объём баков для воды (6,5 м³)
  • Полностью сварной котёл
  • Наличие паросушителя
  • Отсутствие водоочистителя
  • Изменённая конструкция будки машиниста и угольного ящика
  • Наличие электрического освещения
  • Буксовые подшипники — стальные с наплавкой из свинцовистой бронзы вместо бронзовых

Сохранившиеся паровозы

В рабочем состоянии

9П-19489 постройки 1954 г. До 1982 года он работал на ТЭЦ-5 Ленэнерго, затем в течение многих лет простоял заброшенным на станции Нева. В начале 1990-х годов паровоз был передан Центральному музею железнодорожного транспорта и помещён на площадку музея в Шушарах. Осенью 2000 года паровозом Эу−683-32 он был перевезён на своих осях с площадки музея в локомотивное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский для ремонта. Но приступить к его ремонту в полном объёме паровозный участок депо смог лишь в 2007 году. В начале 2008 года паровоз был восстановлен до рабочего состояния и оставлен в депо, где в настоящее время периодически используется в маневровой работе. В качестве топлива для него применяется, как правило, отработанное масло, сливаемое с тепловозов, реже — мазут. Осенью 2015 года паровоз был переделан на уголь, в качестве топлива, силами депо Подмосковная.

9П-19499 в депо Подмосковная Московской железной дороги, депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги.

9П-22518 в депо Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги.

В музеях

  • 9П-14362 — Лыщицы
  • 9П-389 — Донецк
  • 9П-649 — Ташкент в музее железнодорожной техники
  • 9П-749 — Харьков в музее Южной железной дороги
  • 9П-15311 — Колпино в музее Ижорского завода
  • 9П-17347 — в Москве на Рижском вокзале
  • 9П-320 — Ростов-на-Дону
  • 9П-15387 — в Санкт-Петербурге на Варшавском вокзале
  • 9П-18430 — в Нижнем Новгороде на станции Нижний Новгород-Сортировочный
  • 9П-2 — Новосибирский музей железнодорожной техники на станции Сеятель
  • 9ПМ−221 — Барановичи
  • 9ПМ−267 — Верхняя Синячиха
  • 9ПМ−210 — Оленегорск

Паровозы-памятники

  • 9П-012 — Муром, на территории «Муромтепловоз»
  • 9П-13231 — Каунас
  • 9П-158 (превращён в кухню ресторана) — Хабаровск на станции Хабаровск I
  • 9П-178 — Орёл, у Конгресс-холла МегаГринн. Куплен орловской корпорацией ГРИНН. До 2012 стоял в Москве на станции Лихоборы.
  • 9П-201 — Алапаевск у металлургического завода
  • 9П-268 — Установлен в г. Норильске на постамент после восстановления.
  • 9ПМ−272 — Златоуст, в сквере у вокзала
  • 9Пм-299 - Первоуральск ОАО "Первоуральское Рудоуправление"
  • 9П-463 — Челябинск у музея ЮУЖД
  • 9П-504 — Нижний Тагил у депо ПЖТ НТМК
  • 9П-9123 — Старый Оскол
  • 9П-18412 — Мариуполь ММК
  • 9П-21582 — Новосокольники
  • 9П-460 — Львов у депо Львов-Запад
  • 9П-470 — Ивано-Франковск у депо
  • 9П-536 — Могилёв
  • 9П-679 — Самара
  • 9П-109 — Пермь у Мотовилихинских заводов
  • 9П-14334 — Новороссийск у депо
  • 9П-17485 — Киев у КПИ
  • 9П-239 — Барнаул9П-610 — Шепетовка у музея Островского
  • 9П-742 — Дубна
  • 9П-752 — Пермь у станции Пермь-I
  • 9ПМ−122 — Новокузнецк
  • 9ПМ−161 — Нижний Тагил в музее-заводе
  • 9П−50Э — Нижний Тагил на смотровой площадке г. Высокая
  • 9ПМ−350 — Чусовой на Чусовском металлургическом заводе
  • 9П-50 — Магнитогорск на территории ОАО ММК
  • 9П-1827 — Екатеринбург Уральский железнодорожный лицей
  • 9П-23534 — Балашов-I
  • 9П-2175 — Каменское, последний паровоз, находившийся на территории ДМК, установлен в музее ДМК под открытым небом.
  • 9П-709 — Губаха, у ОАО «Губахинский кокс»
  • 9П-388 — Донецк (на территории ДМЗ)
  • 9П-204 — Ревда, Свердловская область (Железнодорожный цех ОАО «СУМЗ»)
  • 9П-627 — Липецк, Липецкая область (Цех Ремонта Подвижного Состава и Эксплуатации Локомотивов Новолипецкий металлургический комбинат)

Паровозы 9П-746 (Харьков, парк Юность) и 9П-337 (Краматорск, КМЗ) уничтожены. Неизвестна судьба паровоза-памятника 9П, установленного в Парке Победы в городе Белгороде и демонтированного в 2004 году.

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent