Ноэль (жанр)
Ноэль (от фр. Noël — Рождество Господне) — старинная рождественская французская песня, жанр паралитургической музыки на народные тексты. Краткая характеристикаСодержание ноэля — парафраз евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего — поклонение Господу пастухов и поклонение волхвов. Форма ноэля, как правило, строфическая; строфа восьмисложная: четыре стиха шестисложные, один двенадцатисложный, два восьмисложные, последний — шестисложный. Существовала также рефренная (с припевом) разновидность формы. Ноэль пережил расцвет в XVI веке, когда Европа испытала первый большой подъём нотопечатания. Наряду с одноголосными создавались и многоголосные ноэли в стиле полифонических шансон. Новые ноэли иногда рождались как контрафактура гимнографических григорианских хоралов (секвенций, гимнов). В XVII веке, наоборот, известны случаи, когда народные ноэли перетекстовывали сочинители церковной музыки (например, «Полуночная месса» (фр. Messe de Minuit pour Noël) Марка Антуана Шарпантье). Ноэли охотно перелагали для различных музыкальных инструментов — в диапазоне от простых гармонизаций монодических песен до органных и клавирных фантазийных пьес (М. А. Шарпантье, А. Резон, Николя Лебег, Луи Клод Дакен, Пьер Дандриё). Во времена Великой французской революции ноэли распевались с сатирическими и политизированными текстами, в том числе на мотив «Марсельезы». Молодой А. С. Пушкин назвал одно из своих сатирических стихотворений «Сказки. Noël» (1818). В XIX веке композиторы писали романсы, песни, арии на тексты старинных ноэлей (Адольф Адан), обрабатывали популярные ноэли для органа («Старый ноэль» С.Франка). Инструментальные и вокальные обработки ноэлей в XX веке писал Жан Лангле (1907—1991), стилизации ноэля Ф. Мартен и другие. |