Войти  |  Регистрация
Авторизация

Падение восставших ангелов



«Падение восставших ангелов» (нидерл. Val van de opstandige engelen) — картина брабантского художника Франса Флориса I. Завершена в 1554 году, находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена, инвентарный номер 112. Размер панели 303 × 220 см.

Контекст

Франс Флорис I — фламандский художник, ставший символом антверпенского романизма. Был первым живописцем в Южных Нидерландах, организовавшим свою студию по итальянскому образцу. По этой причине послужил примером для Питера Пауля Рубенса.

По мнению искусствоведов, эта картина, написанная по заказу гильдии фехтовальщиков Антверпена, является центральной в наследии Флориса и представляет собой ассимиляцию итальянского искусства эпохи Возрождения. В этой работе отчётливо просматривается влияние Рафаэля и Микеланджело, в частности фрески «Страшный суд» из Сикстинской капеллы.

Тема картины связана с актуальностью религиозных конфликтов между католиками и протестантами в XVI веке. Кроме того, картина даёт представление историкам искусства о деятельности средневековых гильдий.

Описание

Гравюра Дюрера «Жена, облечённая в солнце и семиглавый дракон» из серии «Апокалипсис», 1497

В «Падении восставших ангелов» Флорис изобразил переплетение рук, ног, крыльев и хвостов. В верхней части картины можно увидеть армию ангелов. Под предводительством Архангела Михаила они атакуют с небес семиглавого дракона и его демонов. Сюжет битвы восходит к апокалиптическому видению Иоанна и символизирует борьбу Христа со Злом..

В верхней части сцены отчётливо виден Архангел Михаил в облачении. Его роль в действии как покровителя фехтовальщиков очевидна. Он был, помимо прочего, Хранителем Рая и Борцом с Дьяволом. В этих функциях он показывает пример фехтовальщикам Антверпена. Они видели себя Milites Christi, — борющимися со злом во имя Иисуса . Это оправдывало их действия в качестве правоохранительных органов или средневековой городской полиции. Ангелы сражаются оружием фехтовальщиков. Это меч, шпага и копье. Восставшие ангелы используют всевозможные неортодоксальные боевые орудия: луки и стрелы, топоры, факелы, ножи и кирки.

Между метущимися телами Флорис добавил некоторые мелкие детали. Например в небольшом просвете слева можно разглядеть Жену, облечённую в солнце, она стоит на полумесяце и увенчана двенадцатью звёздами. Дракон стремится поглотить её младенца, но ангелы уже несут его на небеса. Справа внизу видна пчела. Историки искусства пока не пришли к единому мнению о значении этого символа, поскольку его можно объяснить по-разному. Возможно, это воплощение предосудительного, дьявольского. Считалось, что укусы насекомых могут вызывать безумие. Другое объяснение состоит в том, что пчела символизирует благочестие и единодушие. Но поскольку пчела находится на ягодицах одного из демонов, вероятно, это всё же знак дьявола.

В своём аду Флорис противопоставляет седеющих демонов классически изображённым ангелам. За основу изображения дракона взята гравюра Дюрера из серии «Апокалипсис». Человек с мечом на плече, вероятно, декан гильдии, скорее всего, был изображён и на утраченных панелях.

Провенанс

Боковые панели триптиха были утрачены во время Иконоборческого восстания 1566 года. В Соборе Антверпенской Богоматери сохранилась только средняя часть алтаря антверпенской гильдии фехтовальщиков.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent