Войти  |  Регистрация
Авторизация

Белорусское фэнтези



Белорусское фэнтези — художественные произведения написанные белорусскими авторами в жанре фэнтези.

Фэнтези, как отдельный жанр начал формироваться на рубеже XIX—XX в. В основе жанра заложены сказочные и мифологические мотивы. Среди основных героев обычно люди с волшебными способностями (маги, друиды, провидцы и т. д.) или с волшебными предметами (рыцари с заколдованной оружием), мифические создания, нередко заимствованные из средневековых бестиариев (драконы, единороги, оборотни).

В белорусской литературе элементы фэнтези можно найти намного раньше до появления жанра. Особенно ярко это отражено в произведении Яна Барщевского — «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-46). Наибольшее развитие в белорусской литературе жанр получил в XXI веке.

XIX век. Основатели жанра в белорусской литературе

Фэнтезийные элементы присутствовали в белорусской культуре ещё с давних времён, поскольку жанр тесно связан с фольклором и мифологией. Элементы мистицизма и образы мифологических существ использовал в своём творчестве ещё Адам Мицкевич. Во время работы над своими балладами в 1819-21 годах Мицкевич обращался к богатству белорусского фольклора. Так, к образу Свитязянак (жителей озера Свитязь, белолицых девушек с длинными распущенными волосами, в которых превратились женщины города Свитязь, затопленного богами по их просьбе водой, чтобы избежать захвата враждебным русским войскам) и легенд, связанных с ними, поэт обращался в своих балладах «Свитязь» (1820), «Свитязянка» (1821), «Рыбка» (1822).

Но наиболее ярко белорусская мифология отражена в произведения Яна Борщевского — «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-46), в котором автор переносит нас в фантастическую, вымышленную Белоруссию, в которой читатель встретится с оборотнями и волкодавами, с великанами и драконами, чудовищами, магами и чернокнижниками. Его персонажи пришли в произведение из национальной мифологии, населённой русалками, водяными, лешими, волкодавами, но некоторых персонажей Борщевский придумал сам — Сына Бури, Белую Сороку, Плачку. Именно Ян Борщевский считается основателем жанра фэнтези в белорусской литературе. Он, как настоящий писатель-фантаст, смотрел вперёд, в будущее, и как бы предвидел появление ― прозы ужасов, фэнтези, научной фантастики. По мифологической основе произведений Борщевского, его творчество следует отнести к такому субжанру, как славянский фэнтези, в основе которого лежит сочетание славянского фольклора (преданий, былин, мифов) и стандартных фэнтезийных канонов.

На презентации своей фэнтезийной повести на вопрос о традиции белорусской фантастики белорусский поэт и филолог Серж Минскевич сказал: «Мы самые первые написали фэнтези, когда ещё и не придумали этому жанру название. Ещё не было Толкина, а у нас уже был Ян Борщевский…».

В 1852 году из-под пера белорусского поэта и фольклориста Александра Рыпинского вышла романтическая баллада «Бес». Подзаголовок к поэме был «баллада белорусская», чем автор отмечал не только фольклорную основу своей баллады, но и своеобразие произведения, её созвучие с традициями белорусской поэзии середины XIX века. В предисловии к «Лукавому» Александр Рыпинский написал, что в результате обработки народной песни у него получилось долгая история и он, «добавил к ней кое-что странное и адское, сделал из этого крестьянскую балладу».

XX век

Мифологические персонажи присутствует и в поэзии Янки Купалы. Некоторые исследователи (напр .: канд. Фил. Наук Г. М. Метлицкая) даже употребляют такой термин, как Купаловский мифологизм. Определённое время мифологическая образность в творчестве поэта была чуть ли не доминирующей. «Цемнатворцы» до такие мифычныя и языческие существа, как ведьмы, вурдалаки, черти, водяные, русалки и другие, господствуют в его стихах «В вечно бори …» (1912), «Русалка» (1912), «Хохолок» (1911), «Где ни вылете из неволи …» (1906), «Забытая таверна» (1907), «баю, баю, мужичок!» (1905—1907), «Ночь за ночкой» (1909), в поэму «Сон на кургане» (1910). Чего только стоит отрывок из его стихотворения «Забытая таверна»: «Женят ведьму с волкодавов, сватает шинкарь, попом — раввин, ведьма — дьяком, а черт — хозяин. Так играют, пока где-то не крикнет петух … погибает все, и по банкетам пусто, скучно вкруг».

Вацлав Ластовский в 1923 году издал исполненную загадками повесть «Лабиринты», которой наверняка и на сегодня нет жанровых аналогов ни в белорусской, ни в мировой литературе. Жанр произведения занимает пограничное положение между утопией и научной фантастикой, в нём наблюдается единство исторического и фантастического. В произведении мы видим переплетение нескольких сознательных авторских мистификаций, главная из которых связана с существованием Полоцкого лабиринта. И как и в древнегреческой мифологии существовал миф о Лабиринт на Крите и о Минотавре, который послужил темой для ряда литературных произведений, так и Полоцкий лабиринт в трактовке Ластовского стал для него одним из центральных артефактов, на котором базировалась его Кревская теория.

В белорусской драматургии фэнтезийные элементы присутствуют в ряде пьес Евстигнея Мировича. Одними из наиболее значимыми в его творчестве стали фэнтезийно-исторические пьесы: «Машека» (1922 г.), «Кузнец-воевода» (1924). Его «Машека» стала первой пьесой, поставленной на белорусском языке.

В контексте создания новых художественных миров проводил ассоциацию Владимира Короткевича с Толкином исследователь Андрей Хаданович. По словам Хадановича, Белоруссия Короткевича — идеального страна, населённая знатными рыцарями, мужественными патриотами и национально сознательными аристократами с поэтическими способностями. И создателям белорусского фэнтези Ходонович считает именно Короткевича. И на самом деле, для творчества Короткевича характерны не только историзм, но и придание ей отдельных мифологических черт. Критик Алексей Ненадовец в статье «Мифология в произведениях Владимира Краткевича» замечает «что в произведениях писателя сами понятия чародейка, волшебник, знахарь, гадатель почти не отличаются по смыслу, хотя здесь были, соответственно свои тонкости, выработанные многовековым практическим опытом народа».

XXI век

По мнению председателя секции «Приключения и фантастика» в СПБ Владимира Куличенки, белорусские фантасты больше преуспели в жанре «фэнтези» чем в жанре «научной» фантастики, так как «фэнтези» и его поджанр более доступные для восприятия современного читателя, чем произведения «научной» фантастики, и поэтому быстрее находят отклик читателей. Наверное наиболее ярко в этом жанре выделяется Ольга Громыко, чьи книги (издаётся с 2003 года), которые созданы в жанре юмористического фэнтези, отличает ирония, местами переходящая в сарказм. Главными героями её книг являются персонажи, в традиционном фэнтези относящиеся к отрицательным: ведьмы, вампиры, оборотни, драконы, тролли и другие.

Ещё по одной выдуманной стране, на этот раз основанной на легендах и преданиях Великого княжества Литовского, мы можем попутешествовать в романе «Гонитва», писательницы Ники Ракитиной (наст. имя — Людмила Богданова). Герои романа — настоящие белорусские персонажи. Также при прчтении романа можно заметить множество сходств с Белоруссию. На конгрессе «Еврокон-2008», учреждённого Европейским союзом научной фантастики, эксперты признали белорусскую писательницу Нику Ракитину лучшим молодым писателем-фантастом.

На белорусских землях разворачиваются приключения в цикле сказок Петра Васюченко «Приключения господ Кублицкого да Заблоцкого» («Приключения господ Кубличская и Заблоцкого» (1997) и «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» (2003)). Данные произведения имеют иногда и абсурдный, и комический, и философский характер, и позволяют нам со стороны взглянуть на нелогичность человеческих чрезмерных желаний. И все это подаётся с народным юмором. Это хорошо видно, например, в отрывке, где паны дают советы Куре-Щабятуре по поводу того, какого она должна принести цыплёнка ("[Заблоцкий] Чтобы сало на том цыплёнке было с ладонь толщиной … [Кублицкий] Да ростом чтобы оно было с изрядного борова … [Заблоцкий] Не из борова, а с быка, чтобы было величиною! Во! "). Но вместо желаемого господа получают яйцо размером с бочку, из которого вылупляется Страшила, которое требует еды. В 2003-м за книгу «Жили-были паны Кублицкий да Заблоцкий» Петр Васюченко удостоен премии «Глиняный Велес» (за лучшую художественную белорусскоязычную книгу года). А в 2013 году автор обратился и к мифологии древней Греции, рассказав в свойственной ему манере, увлекательно и с юмором, о подвигах известного силача Геракла («Двенадцать подвигов Геракла»).

С 2002 года из-под пера соавторов Андрея Жвалевского и Игоря Мытько выходит цикл фэнтезийных романов-пародий на известную во всем мире серию историй о Гарри Поттере — «Порри Гаттер» («Порри Гаттер и Каменный Философ», «Личное дело Мергионы или четыре Чертовы дюжины», «Девять подвигов Сена Аесли»). Пародия построена на «переворачивании» сюжета: почти каждая вещь, описанная в оригинале, вывернуто наизнанку. Порри Гаттер здесь обычный мальчик, который появился в колдовской семье, но к огорчению своих родителей, вовсе не обладает магическими способностями. В начале пародии сходство с оригиналом просматривается достаточно четко, даже выдерживается соответствие сюжетных линий. Но уже примерно после четверти книги сюжет начинает заметно отклоняться от оригинала.

Очень плодотворно пишет рассказы для детей в научно-фэнтезийном жанре Раиса Боровикова. Наверное, особенно выделяется её трилогия для детей среднего школьного возраста «Из сказок старого астронавта» (2005 г.). В данной трилогии есть космические приключения и авантюрный сюжет, реальный мир существует где-то рядом с вымышленным. Книга примечательна тем, что автор придаёт своему фантастическому произведению национальный колорит. Например, космодром в произведении находится под Раубичами, а экипаж астронавтов грустит не по планете Земля, а по белорусской природе.

(недоступная ссылка)Людмила Рублёвская с трилогией «Авантюры Пранциша Вырвича»

Условно к жанру фэнтези можно отнести «повесть-миф» Людмилы Рублевской «Дети гомункулуса» (2000), в основу которой положена легенда о чернокнижнике Твардовском, создателе искусственного человека — гомункулуса. В то же время для творчества Рублевской более характерен возврат к мифологическому наследию, как, например, в её книге «Старосветские мифы города Б.», в которой истории древнеримских и греческих мифов переносятся на реалии жителей обычного белорусского городка XIX века. И в определённой степени автору удалось создать мир исторического белорусского фэнтези в цикле историй про Пранциша Вырвича. Даже в языке произведения есть древний, высокомерно барочный манер. Очень это ощущается в первой части («Авантюры Пранциша Вырвича, школяра и шпиона», 2012), насыщенной историческими анекдотами. Например, история, к которой нельзя относиться без юмора — история про свидание Кароля Радзивилла Пане Каханку с русалкой и что «результатом брака были селедки». В течение приключений Вырвича упоминается и мировое дерево Иггдрасиль, и лабиринты с Минотавром, и изобретения Леонардо да Винчи.

Мир приключений есть и в цикле фэнтезийно-приключенческих рыцарских романов «Король и Судья» Инны Сударевой, который начинает роман «Судья королевского дома» (2006).

Близкий к жанру эпического фэнтези цикл романов Натальи Новаш «Обретение прошлого» (2009), в котором после столкновения огромной кометы с Землей открываются «двери» между миром людей и миром эльфов.

В мир магии, эльфов, оборотней, людоедов, вампиров, воинов и драконов переносит читателя и Светлана Улаcевич, также автор целого цикла романов, но уже про драконов — «Саги о драконах», который начинает роман «Полтора метра недоразумений, или Не будите спящего дракона» (2009).

Ещё одна книга, герои которой драконы — роман Эльвиры Вашкевич «Дорога к Серебряным водопадам» (2014 год), в котором с далёкой планеты, где живут драконы, на нашу Землю направляется посланник в поисках потенциального контактёра с магическими способностями.

Волшебный мир мифологических существ встречает нас и в романе-фэнтези Геннадия Авласенко «Пленники чёрного леса» (2011). В пугающем и таинственным Чёрном лесу живёт множество самых разнообразных чудовищ, а непроходимые Северные скалы населяют гномы. И между лесом и горами, на широкой долине живут враждующие между собой человеческие племена. В 2014 году в издательстве «Художественная литература» вышел сборник его мистически-фантастических рассказов «Ключ, который ничего не отпирает».

Книга Сержа Минскевича «Улыбка траурной королевы, либо Тайна магнитного замка» (2013) основана уже на белорусском мифологии. В образе героя этой сказки, художника-странника Дроздичы, который ходит в сапогах из красного сафьяна, с волшебным зонтиком-тросточкой и изображает не улыбки, а «усмутки», забирая грусть людей, легко узнается легендарный белорусский художник Язеп Дроздович. Главные герои повести — Алеола, «будущая яснапанна», и Артина, будущий витязь Светлоозёрной страны. Их родителей вместе со всеми жителями городка похитила «Траурная Королева Поляндра», и дети отправляются побеждать злую волшебницу.


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent