Двухплитные пролетные строения
Принципиальная идея балочно-разрезной двухплитной системы была предложена в 1955 г. Трансмостпроектом. Теоретические исследования системы были проведены автором в ЦНИИСе, а пробное проектирование — в Гипротрансмосте. Принципиальная схема конструкции представлена на рис. 30. Стальной каркас конструкции состоит из двух балок симметричного сечения, соединенных поперечными связями. Этот каркас усиливается двумя сборными железобетонными плитами и высокопрочной арматурой, натягиваемой вдоль нижних поясов. Верхняя железобетонная плита проезжей части несет балластное или безбалластное мостовое полотно. Нижняя железобетонная плита и высокопрочная арматура располагаются на протяжении, составляющем 70—75% длины пролета. Стальную конструкцию рассчитывают на монтаж без временных опор или с минимальным их количеством. С целью максимального облегчения стальной конструкции целесообразно выполнение ее полностью или частично из термически упрочненной стали. Для пролетов до 45 м стальной каркас можно перевозить и устанавливать в целом виде. При этом его устанавливают с заблаговременно уложенной высокопрочной арматурой, а если позволяет грузоподъемность крана, то и с нижней железобетонной плитой. Нижнюю железобетонную плиту можно расположить на полках нижних поясов или же под ними, что более рационально и вполне возможно при использовании высокопрочных болтов для прикрепления плиты. Стальные канаты высокопрочной арматуры внутри коробки пролетного строения могут быть помещены открыто поверх плиты. Пучковую высокопрочную арматуру замоноличивают в закрытых или открытых каналах плиты. Натяжение высокопрочной арматуры возможно одной или двумя ступенями и желательно после объединения стальной конструкции с нижней плитой. При двухступенчатом натяжении высокопрочную арматуру заанкеривают частично на нижней железобетонной плите и частично на стальной конструкции, а верхнюю плиту укладывают на пролетное строение в интервале между ступенями натяжения. Двухплитная система обладает большой жесткостью и позволяет получить железнодорожные пролетные строения пролетами примерно от 40 до 100 м минимальной высоты. Хорошие экономические показатели, несмотря на дополнительную постоянную нагрузку от нижней плиты, объясняются тем, что верхние пояса облегчаются за счет работы верхней плиты, нижние пояса — за счет работы высокопрочной арматуры и стенка — за счет уменьшения ее высоты. Кроме того, вся стальная конструкция получает предварительные напряжения, обратные напряжениям от вертикальных нагрузок. Нижняя плита необходима не только для повышения жесткости, но и для возможности увеличения усилий предварительного напряжения и, следовательно, облегчения нижних поясов. Очевидно, что чем больше усилия предварительного напряжения, тем большая часть обычной стали нижних поясов заменяется более эффективной высокопрочной сталью. |