Особенности расчета обсыпных устоев
Особенностями расчета обсыпных устоев современного типа являются: - расчет железобетонного двухконсольного ригеля, выполняемый, как для промежуточных опор на вертикальную нагрузку; одновременную работу его в горизонтальной плоскости на нагрузку от бокового давления грунта обычно не учитывают; - необходимость расчета всей опоры целиком, а не 1 м ее ширины; - специфика определения ширины тела опоры, суженного или состоящего из отдельных столбов, различной по высоте, при учете бокового давления грунта насыпи подходов; - учет противодавления в сторону насыпи (со стороны пролета) от засыпки конуса; - учет нагрузок, действующих в сторону насыпи, необходимость которого зачастую вызывается продольной несимметричностью опоры; - расчет железобетонных открылков. Для устоев, имеющих неодинаковую по высоте ширину, расчеты бокового давления грунта ведут по приведенной, средней по высоте ширине Bпр, которую для сечения по обрезу фундамента (рис. 135, а) можно определить по формуле При столбчатых (или с проемами) или свайных устоях ширину опоры принимают (рис. 135,б): Это правило распространяется и на фундаменты, т. е. для сечения II (см. рис. 135, а) Эти ширины опор и фундаментов для расчетных сечений принимают в формулах, приведенных в табл. 4 для схем № 1—12. Однако для усилий от временных нагрузок на призме обрушения значения ширины опоры В в формулах для определения Eв следует принимать: где S — определяемая по указаниям выше ширина площадки распределения временной нагрузки на призме обрушения. Горизонтальное давление грунта на опору со стороны пролета от засыпки конуса допускается учитывать в виде активного давления (по схеме № 7 табл. 4 графа 5), если предусматриваются меры, гарантирующие стабильность конуса в условиях эксплуатации. Обсыпной устой при действии горизонтальных продольных сил в сторону пролета (реки) рассчитывают при тех же нагрузках и двух их сочетаниях, которые были рассмотрены для устоев с обратными стенками. Кроме того, добавляется (при втором сочетании) давление от толпы на тротуарах пролетного строения. Для расчета в сторону насыпи, особенно необходимого при разгружающей плите, добавляют еще одно сочетание, куда входят все постоянные нагрузки, но при коэффициенте перегрузки, равном 0,9, и расчетном угле внутреннего трения φ=φ+5°. Кроме того, может быть включено торможение в сторону насыпи и временная нагрузка Н-30 на пролетном строении, причем если момент Nвев действует для расчетного сечения в сторону насыпи, на пролетном строении устанавливают не менее двух колонн автомобилей, а тротуары загружают толпой. В устоях с разгрузочной плитой в это сочетание может входить и временная нагрузка Н-30, расположенная над плитой, т. е. вплотную к задней грани передней стенки устоя. Открылки обсыпного устоя рассчитывают как консольные балки, заделанные в теле опоры, на горизонтальные нагрузки от бокового давления грунта при временной нагрузке на призме обрушения, изгибающие их наружу относительно вертикальной оси по сечению IV—IV (рис. 136, в). При очень большом выносе открылка можно проверить его на изгиб относительно горизонтальной оси под действием сил собственного веса открылка. В первом случае, так как открылок имеет неодинаковую высоту, изгибающий момент в корне консоли (рис. 136,6) приблизительно равен По этому моменту подбирают толщину открылка и сечение горизонтальной арматуры, проверяют прочность на изгиб и на главные напряжения и трещиностойкость по третьему предельному состоянию. Так как в открылке по сечению IV могут возникнуть усилия от факторов, трудно поддающихся учету, например, от трения грунта по стенкам открылков и от заклинивания его между стенками, подбор арматуры и самого сечения следует вести с некоторым запасом, имея в виду, что влияние этих факторов уменьшается с увеличением расстояния между открылками. Вынос консолей открылков lот следует принимать не более 4—4,5 м при высоте сечения IV—IV до 6—6,5 м. При устройстве тротуарных консолей, жестко связанных с открылками, необходимо учитывать крутящий момент при загрузке тротуара толпой. |