Сульфидная коррозия бетона
Глиноземистый цемент применялся в Германии с 1952 по 1958 г. для строительства школ, животноводческих помещении, и других зданий, преимущественно для устройства покрытий. В то время приемной комиссии не были известны его отрицательные свойства. Уже в 1930 г. во Франции, где зародился этот метод, имелись сообщения, основанные на английских данных, опубликованных в журнале "Revuе de Мateriaux de Construction", в которых отмечались отрицательные свойства этого строительного материала. Во Франции применение глиноземистого цемента было ограничено уже в 1943 г. и требовало специального разрешения. В 1936 г. в названном журнале были опубликованы результаты немецких исследований, в которых обращалось особое внимание на коррозию глиноземистого цемента под действием сульфидов. После сообщении о случаях разрушения и обрушения покрытий в 1957-1958 гг. в ФРГ также было запрещено применение глиноземистого цемента вначале для предварительно напряженного железобетона (сборные детали), а затем для всех конструкций вообще. Названные выше разрушения могут быть вызваны следующими причинами. Глиноземистый цемент очень гигроскопичен, т.е. он жадно впитывает влагу из воздуха, образуя кислоты (или сульфиды), которые разрушают стальную арматуру. При отсутствии или незначительном содержании извести в составе цемента не создается достаточной щелочной защиты цементного камня. Недостаток Ca(OH)2 связан с пониженным значением pH цементного камня в глиноземистом цементе, в результате чего возникает опасность коррозии арматуры. При длительном воздействии тепла и влаги цементный камень теряет свою прочность из-за химических преобразований дикалцийалюминатгидрата. Преобразование гидрата происходит при температуре более 20°С и высокой влажности воздуха (идеальные условия для этого возникают в городских школьных зданиях). При обычных климатических условиях такой процесс замедляется. Полный запрет применения глиноземистого цемента для несущих строительных конструкций, особенно из обычного и предварительно напряженного железобетона (коррозия из-за трещин, возникающих при предварительном напряжении), как уже указывалось, был введен в 1962 г. |