Войти  |  Регистрация
Авторизация

Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений



Завалы, образующиеся при разрушении зданий и наземных сооружений, представляют собой хаотическое нагромождение крупных и мелких обломков конструкций стен, перекрытий, перегородок, крыш, санитарно-технического и технологического оборудования, мебели и т. п. Размеры завалов в плане и по высоте при разрушении сооружений зависят от объема материала, попавшего в завал, и от дальности разлета обломков. С увеличением давления во фронте ударной волны и высоты зданий (рис. IV.5) дальность разлета обломков увеличивается, а высота завалов в контурах зданий уменьшается. При полном разрушении жилых и промышленных сооружений на каждые 1000 м3 их объема образуется соответственно от 350 до 500 м3 завала. Объем пустот составляет 30—40% общего объема завала для кирпичных и 40—50% для панельных, деревянных и каркасных зданий.
Состав и структура завалов зависят от конструкции зданий, вида и количества материалов и характеризуются размерами обломков и их процентным содержанием. Ориентировочные данные о составе завалов при разрушении различных зданий приведены в табл. 8.
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

В зависимости от плотности и этажности застройки объектов и величины давления во фронте ударной волны завалы могут быть местными или сплошными с равномерной и неравномерной высотой (рис. IV.6).
Двусторонние завалы образуются на дорогах или проездах объекта, ось которых составляет с направлением ударной волны угол менее 50°, а односторонние — при угле более 50°. Улица считается пригодной для краткосрочного проезда, если на период инженерно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на ней остается свободной от завала полоса шириной не менее 3,5 м. Например, при распространении ударной волны с давлением 0,5 кгс/см2 вдоль улицы шириной 20—30 м, застроенной пятиэтажными кирпичными домами с толщиной стен 51 см, могут образоваться двусторонние завалы вблизи зданий, а на середине улицы останется проезд шириной более 3 м. В этих же условиях улица шириной 15 м будет завалена полностью. При распространении такой же ударной волны поперек этой же улицы образуются только односторонние завалы и проезд по ней возможен.
Наибольшую сложность представляет ликвидация завалов, образующихся при разрушении современных крупнопанельных зданий, так как при этом создается хаотическое нагромождение крупных железобетонных глыб, соединенных между собой металлической арматурой. В зависимости от поставленных задач и характера завала при его разборке выполняются следующие виды работ: расчистка проезжей части улицы от завала, планировка поверхности завала, извлечение из поверхностного завала длинномерных или крупноразмерных элементов конструкций (балок, колонн, элементов металлических конструкций, глыб, кладки, плит), мешающих проезду, разрезание арматуры, удаление металлических и деревянных элементов конструкций, труб и т. п., а также ликвидация очагов пожара. При разборке завалов применяется оборудование:
— автогенное — для резки металлических элементов (ацетилено-кислородные и бензо-кислородные аппараты);
— пневматическое — для разбивки бетонных и каменных конструкций;
— подъемное — для подъема обрушенных элементов (автомобильные, гусеничные крапы);
— тяговое — для растаскивания конструкций, элементов и крупных глыб (лебедки, тракторы и т. п.);
— транспортное (транспортеры, автопогрузчики, автомашины, трейлеры и т. д.);
— буровзрывное — для производства буровзрывных работ.
Завалы в зависимости от вида восстановительных работ убираются полностью или частично.
Полная ликвидация завалов может потребоваться при инженерно-спасательных работах, а также при уборке обрушенных конструкций в процессе восстановления зданий. При полной разборке завалов в ходе восстановления принимаются меры к сохранению материалов в целях использования их для восстановительных работ.
Частичная разборка завалов производится для спасения людей, оказавшихся под обломками разрушенных сооружений и в убежищах с поврежденными и заваленными входами, а также для устройства проездов и извлечения особо ценного оборудования при временном и краткосрочном восстановлении объектов.
Прокладка временных путей для проезда по заваленной территории является важнейшим и первоочередным видом восстановительных работ. Полностью завал может быть ликвидирован в процессе собственно восстановительных работ. При устройстве временных проездов проезжую часть улиц расчищают бульдозерами на гусеничных тракторах, танковыми бульдозерами и путепрокладчиками. Крупные элементы (балки, колонны, глыбы, железобетонные элементы) извлекают из завалов мощными бульдозерами, навесными корчевателями, рыхлителями или растаскивают по отдельным элементам тракторами (тракторными лебедками). Для резки арматуры, соединяющей отдельные железобетонные глыбы, применяются керосинорезы (бензинорезы), а для дробления крупных глыб — пневмоинструмент и металлические шар-бабы на экскаваторах с крановым оборудованием.
Расчищать проезды целесообразно при высоте завалов, не превышающей 0,3—0,5 м, т. е. когда он может быть сдвинут за один, максимум за два прохода бульдозера. Проезд в завале высотой более 0,5 мм расчищают только в том случае, если его длина не превышает 8—10 м. Расчистку при этом производят бульдозерами путем послойного сдвигания обломков и кирпичного боя с проезжей части. В зоне сплошных высоких завалов временные проезды рекомендуется прокладывать поверху путем планировки их поверхности. Опыт показал, что, если в завале нет крупных обломков железобетонных конструкций или глыб кирпичной кладки, то поверхность проезда, обеспечивающего движение автомобилей со скоростью 15—20 км/ч, может быть подготовлена за один проход бульдозера, путепрокладчика или БАТ (рис. IV.7). Заглубление ножа бульдозера устанавливается равным 0,2—0,3 м, при этом часть сдвигаемого кирпичного боя расходуется на засыпку углублений, а часть распределяется в боковые валики. В тех случаях, когда в завале встречаются детали разрушенных конструкций современных крупнопанельных зданий или большие глыбы кирпичной кладки, для планировки проезда приходится делать два и более проходов бульдозером. При этом через каждые 7—8 м надо сдвигать скопившиеся перед отвалом обломки в сторону. Двусторонние проезды прокладываются двумя бульдозерами в виде полос на расстоянии 1,5—2 м одна от другой, соединяющихся между собой через каждые 150—200 м.
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

Эксплуатационная производительность [км/ч] бульдозеров при прокладывании проездов в завалах определяется по формуле
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

где N — мощность двигателя трактора, л. С.;
К — коэффициент, зависящий от числа проходов бульдозера по одному следу: при одном проходе К = 1, при двух — К = 0,4, при трех — К = 0,25;
W — полное сопротивление движению бульдозера при работе, кгс.
Полное сопротивление движению бульдозера при работе W слагается из сопротивления копанию W1, сопротивления перемещению призмы волочения (объема материала перед отвалом) и сопротивления перемещению бульдозера W3.
Сопротивление копанию
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

где Рr — усилие копания на 1 пог. см длины отвала, кгс/см;
Lo — длина отвала, см;
ω — угол поворота отвала в плане (для бульдозеров с неповоротным отвалом sin ω = 1).
Сопротивление перемещению призмы волочения
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

где Рпр — усилие на перемещение призмы волочения на 1 пог. см длины отвала, кгс/см.
Для бульдозеров при заглублении отвала в пределах от 0,2 до 0,5 м значения Рк соответственно равны 4,5—18 кгс/см, а Рпр при том же заглублении и высоте отвала 0,6—0,9 м — соответственно 6—1,5 кгс/см.
Сопротивление перемещению бульдозера определяется по формуле
Ликвидация завалов от разрушенных зданий и наземных сооружений

где Gб — полный вес бульдозера, кг;
fг — коэффициент сопротивления гусеничного хода (fг = 0,2).
Если найденное расчетом полное сопротивление движению бульдозера при отвале, заглубленном на минимально допустимую глубину, и высоте завала 0,2 м больше максимальной силы тяги трактора, применять данный тип бульдозера для прокладывания проезда нецелесообразно.
При прокладке проездов на каждый бульдозер для выполнения вспомогательных работ необходимо выделять команду в составе 6—7 человек, оснащенных приспособлениями для производства взрывных работ, простейшими средствами пожаротушения, керосинорезами и инструментом для дробления каменных глыб и пробивки в них шпуров.
Как показала практика, объем работ при ликвидации завалов с применением бульдозеров на базе тракторов С-100 и Т-140 за 10-часовую смену составляет:
— при прокладывании проездов шириной 3—3,5 м — 5—5,5 км;
— при расчистке проезжей части улиц на ширину 3—3,5 м от завала крупных железобетонных элементов — 0,1—0,2 км;
— перемещение завала высотой 1,5—2 м с проезжей части улицы — 400—500 м3.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent