Войти  |  Регистрация
Авторизация

Условия и особенности применения комбинированных видов транспорта с подземными выработками



В глубоких карьерах связующим звеном между различными видами транспорта, работающими в комбинации, используют подземные выработки. Иногда с помощью подземных выработок горная масса выдается на поверхность тем же видом транспорта, который работает внутри карьера. Среди подземных выработок распространены; рудоспуски (породоспуски), тоннели, штольни, грохотильно-дробильные камеры, наклонные стволы (табл. 54).
Рудоспуски в глубоких карьерах имеют внутреннее заложение и обычно применяются при комбинированной разработке месторождения (рис. 81). Они служат для перепуска добытой горной массы с нижних горизонтов и донной части карьера на горизонт подземных горных работ для последующего перемещения и выдачи ее на поверхность с помощью средств подземного транспорта и подъема. Доставка горной массы к рудоспускам обычно производится автосамосвалами, а перемещение по рудоспуску происходит самотеком.
В глубоких карьерах, на которых применяется автомобильный и железнодорожный транспорт, для сокращения расстояния транспортирования горной массы на поверхность устраивают тоннели и штольни. Тоннели имеют два выхода: один на поверхности, другой на одном из горизонтов карьера. Они имеют уклон, доступный для преодоления автомобильным или железнодорожным транспортом (в зависимости от того, каким видом транспорта горная масса доставляется на поверхность). Штольни имеют один выход на дневную поверхность. Тоннели и штольни часто проходятся за пределами карьера, что позволяет использовать данный вид транспорта на ниже расположенных горизонтах без нарушения проложенных по борту карьера наружных транспортных коммуникаций.
Условия и особенности применения комбинированных видов транспорта с подземными выработками

Довольно часто при комбинированных видах транспорта применяются наклонные стволы. В них прокладываются конвейерные тракты, происходит подъем скипов, клетей и других видов транспортных средств. Необходимость устройства наклонных стволов обычно обусловливается невозможностью устройства подъемников по борту карьера из-за размещения на нем других транспортных коммуникаций, нахождением его в разработке, наличием слабых малоустойчивых пород, опасением повреждений при массовых взрывах и т. д. Известны примеры (в зарубежной практике) доставки на поверхность горной массы по вертикальным стволам. При этом груз, транспортируемый по штольне, пройденной с нижних горизонтов карьера, перегружается в подъемные сосуды и выдается на поверхность по вертикальному стволу.
Условия и особенности применения комбинированных видов транспорта с подземными выработками

Подземные выработки в глубоких карьерах предназначены для облегчения эксплуатации месторождения и снижения трудоемкости разработок. Они используются при разработке нижних горизонтов месторождения открытым способом. Основным достоинством подземных выработок является сокращение расстояния транспортирования нередко в 2—3 раза. Кроме того, упрощается транспортирование горной массы, снижаются эксплуатационные расходы, создается независимость в работе внутрикарьерного и внешнего транспорта, улучшаются условия применения комбинированных схем, а в некоторых случаях применения одного вида транспорта для доставки горной массы на поверхность. В результате достигается более высокая производительность транспорта и более низкая себестоимость транспортирования 1 т груза. Проходка подземных горных выработок, особенно капитальных, сложна и требует больших затрат. В наибольшей мере это относится к тоннелям, стволам, штольням, подземным камерам большого сечения и сооружаемым со специальными видами крепления (металлическое с помощью тюбингов).
Вместе с этим применение подземных выработок в карьерах связано с большими трудностями их поддержания в мягких и нарушенных породах, в условиях повышенной сейсмичности от массовых карьерных взрывов, при значительной водообильности горных пород, при намерзаниях и наледях и т. д. Кроме того, имеются и другие трудности при перепуске горной массы (по рудоспускам, особенно в зимнее время), при нарушении транспортных путей, вызывающих аварии и сходы движущихся в выработках транспортных средств, при вывалах и обрушениях пород, в которых пройдены подземные выработки и т. д.
Место заложения подземных выработок значительно влияет на экономические показатели работы карьера, а также на технологию ведения горных работ. Основными условиями для выбора места заложения подземных выработок являются достижение минимума работ по транспортированию полезного ископаемого и минимума эксплуатационных затрат в течение всего периода работы карьера, а также устойчивость вмещающих пород, минимальные объемы по погашению выработок (рудоспуски), гадрогеологический режим, климатические условия и др. Кроме того, место заложения подземных выработок зависит о. оставшихся запасов полезного ископаемого в контурах карьера, применяемого транспортного оборудования, способности их обеспечить заданную производительность предприятия.
Целесообразность выбранного места заложения подземных выработок в карьере обычно уточняется при анализе технико-экономических показателей принятого вида транспорта, физико-механических свойств вмещающих пород и общей организации горного производства при разработке нижних горизонтов месторождения открытым и подземным способами.
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent