Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Зоны применения автотранспорта в глубоких карьерах

Зоны применения автотранспорта в глубоких карьерах


С ростом глубины карьеров возрастает роль и значение автомобильного транспорта.
Основные параметры автосамосвалов зависят от горнотехнических условий месторождения. C увеличением глубины эта зависимость возрастает, что в свою очередь требует создания автосамосвалов различных модификаций, а также их зональной эксплуатации в глубоких карьерах. Из рис. 4 видно, что автотранспорт используется практически во всех зонах по глубине карьера. На рудных карьерах большой глубины можно условно рассматривать следующие характерные зоны эксплуатации автомобилей (зона 1,2, 3 и 4).
В верхней зоне (зоне 1) автотранспорт в большинстве случаев применяется как самостоятельный вид транспорта для перевозки в основном мягких и реже скальных вскрышных пород. При этом расстояние транспортирования до внешних отвалов достигает 7—8 км, продольные уклоны дорог в карьере — 7—8 % и при выезде на отвалы 5—6 %. Забойные и отвальные дороги устраивают на мягком основании, а магистральные — с твердыми покрытиями.
В некоторых случаях автотранспорт в верхней зоне работает параллельно с железнодорожным транспортом (зона 2), который используется для перевозок основных объемов горной массы и транспортирования вскрышных пород в наиболее отдаленные от карьера участки отвалов.
В нижней зоне (зоне 4), расположенной на дне карьера, также применяется автомобильный транспорт как самостоятельно, так и в комбинации с другими видами транспорта. Автомобили используются при подготовке нижних горизонтов к эксплуатации, проходке траншей и скользящих съездов. Ограниченное пространство карьера требует для работы автомобилей короткого фронта, при небольших радиусах поворота. Съезды для автомобилей в основном носят временный характер, таково же состояние и автомобильных дорог, редко имеющих улучшенное покрытие.
Для нижней зоны глубоких карьеров характерны следующие основные параметры: малые расстояния транспортирования (0,3—1,5 км, редко более), значительные величины средневзвешенных уклонов трасс (7—8 %), в отдельных случаях (особенно при доработке месторождений) достигающих 11—12 %, большой удельный вес временных автодорог в общем расстоянии транспортирования (до 60 % и более), сложные трассы с кривыми сравнительно малых радиусов (12—18 м), минимальные размеры рабочих (20—35 м) и маневровых (15—20 м) площадок, вследствие этого применение преимущественно тупиковых подъездов к экскаваторам и т. д.
Для автотранспорта, работающего в нижней зоне, характерны неустановившиеся режимы движения в общей продолжительности транспортирования (до 60—70 %), неполное использование тяговых и динамических качеств автомобилей, значительная доля маневровых операций в цикле (15—19 % и более), а также большие затраты времени на разгон, замедление, торможение при движении автомобиля. Движение характеризуется сравнительно большой интенсивностью (до 250—300 авт/ч), особенно на основных участках трасс, технологически связанных с пунктами перегрузки горной массы.
Производительность автомобилей значительно зависит от параметров погрузочного оборудования, качества взорванной горной массы, организации работ в пунктах погрузки и приема горной массы, в большинстве случаев вызванных ограниченными рабочим пространством, коротким фронтом работ, несогласным залеганием дорабатываемых залежей месторождения и др.
Сложные горнотехнические условия глубинной части месторождений затрудняют эксплуатацию автосамосвалов. При больших расстояниях транспортирования на поверхность для снижения нулевого пробега необходимо в нижней зоне иметь пункт обслуживания и профилактики автомобилей на открытых стоянках, станций для заправки топливом и смазкой, передвижные ремонтные мастерские, самоходные шиномонтажно-демонтажные агрегаты. В зимнее время работе автотранспорта на нижних горизонтах мешают снежные заносы, обвалы накопившегося снега, наледи на дорогах и др., в летнее время — высокие температуры, сложность проветривания нижней зоны, ливневые дожди и т. д.
В средней зоне (зоне 3) большинства современных карьеров применяется комбинированный транспорт. Автомобили работают на коротком плече, обычно составляющем 0,7—1,5 км и редко более. Разгрузка автомобилей производится на временных перегрузочных пунктах в железнодорожный транспорт, на складах и на перегрузочных устройствах в конвейерный транспорт. При разгрузке в приемные емкости параметры автомобилей ограничиваются параметрами загрузочных отверстий бункеров, грохотильно-дробильных устройств и т. д. При загрузке автосамосвалов в заборх обычно используют мехлопаты, удовлетворяющие оптимальным соотношениям между вместимостью транспортных средств и емкостью ковша экскаватора (4—6).
Приведенная характеристика зон эксплуатации является весьма условной, однако типичной для многих крупных карьеров, что способствует правильности подхода к выбору типа, грузоподъемности и параметров автомобилей для каждой из зон.
Зональное использование автосамосвалов характерно для карьера Бингхем (США), где в сутки этим видом транспорта вывозится около 300 тыс. т горной массы.
До последнего времени на карьере не существовало четкого зонального распределения автосамосвалов по их грузоподъемности и другим параметрам и только с применением экскаваторов с ковшом емкостью 19 и автосамосвалов грузоподъемностью 136 т ими стала обслуживаться верхняя зона, в то время как в средней и нижней зонах продолжают работать автосамосвалы грузоподъемностью 90 т.
Прежде чем установить наиболее типичные особенности автомобилей для каждой из зон, следует остановиться на двух общих принципах:
1. Для повышения эффективности и экономичности использования автотранспорта целесообразно применение для всех зон автосамосвалов максимальной грузоподъемности и повышенных скоростных и маневровых качеств. Применение автомобилей особо большой грузоподъемности позволяет сократить потребность водителей и обслуживающего персонала, упростить проведение ремонтов и технического обслуживания, разрядить напряженности движения в карьере, создать лучшие условия для работы в пунктах погрузки и разгрузки и т. д.
2. Чем большую мощность и грузоподъемность имеет автосамосвал, тем большую часть своего рабочего времени он должен находиться в движении и в меньшей степени пребывать в пунктах погрузки и разгрузки.
Однако при выборе автосамосвалов особо большой грузоподъемности следует учитывать их меньшую надежность в эксплуатации, как правило, из-за меньшего времени освоения конструкции (в сравнении с автомобилями меньшей грузоподъемности), значительный износ и высокую стоимость шин (например, стоимость шин автосамосвала грузоподъемностью 200 т на 50—85 % выше, чем стоимость шин автосамосвала грузоподъемностью 100 т, более сложный ремонт двигателей, потребность в большей ширине дорог, несколько большее время загрузки автосамосвала независимо от применяемого экскаватора (отсюда число рейсов в смену на 5—10 % меньше, чем у небольших машин), сложное вспомогательное оборудование и большие размеры обслуживающих помещений.
Положительные факторы машин особо большой грузоподъемности всегда оказываются более весомыми, чем отрицательные, которые в какой-то степени ограничивают выбор того или иного автосамосвала для определенной зоны эксплуатации.
В практике эксплуатации американских автосамосвалов определяется рациональная характеристика машин для каждой зоны карьера.
Верхняя зона (зона 1). Учитывая большие объемы вскрышных пород в этой зоне, значительные расстояния транспортирования, применение экскаваторов с ковшами большой емкости, наиболее отвечающими этим условиям, необходимо использовать автосамосвалы особо большой грузоподъемности, обеспечивающие высокопроизводительную работу и выполнение больших заданных объемов перевозок. Автосамосвалы особо большой грузоподъемности целесообразны преимущественно трехосные. Они имеют более низкий центр тяжести по сравнению с двухосными, что улучшает их движение на влажных и скользких дорогах, удлиненный кузов, более равномерное распределение массы между осями, что облегчает передвижение по дорогам со слабым покрытием, возможность работать при меньшей ширине дорог, шины меньшего размера, более надежные и экономичные в эксплуатации.
Средняя зона (зона 3). В этой зоне преобладают технологические схемы с комбинированным транспортом. Применяющиеся здесь экскаваторы и автосамосвалы имеют меньшие размеры, чем в верхней зоне. Их размеры отвечают не только заданной производительности, HO и размерам приемных устройств. При более коротких расстояниях транспортирования до перегрузочных пунктов автосамосвалы должны иметь большую скорость движения и лучшую маневренность, чему способствуют дороги с улучшенными покрытиями. Как правило, это двухосные автосамосвалы, отличающиеся более короткой базой, хорошей маневренностью, меньшими расходами на шины, техобслуживание, ремонт и более высокой надежностью в эксплуатации.
Нижняя зона (зона 4). Работающие здесь автосамосвалы также имеют меньшую грузоподъемность, чем автосамосвалы в верхней зоне. Они обладают короткой базой, большей удельной мощностью по сравнению с машинами, работающими в средней зоне, способны преодолевать достаточно крутые уклоны в сложных дорожных условиях нарезки новых горизонтов в донной части карьера. Однако из-за отсутствия в большинстве случаев машин, удовлетворяющих этим требованиям, в нижней зоне работают те же машины, что и в средней.
Исходя из вышеизложенного, можно распределять по зонам автосамосвалы различной грузоподъемности в зависимости от объемов перевозок и типов экскаваторов, работающих в глубоких карьерах (табл. 11).
Зоны применения автотранспорта в глубоких карьерах

Предлагаемое в табл. 11 распределение автосамосвалов по зонам отражает лишь общую тенденцию использования автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности для работы на верхних горизонтах, а меньшей грузоподъемности в средней и нижней зонах глубоких карьеров. Кроме того, такое распределение автосамосвалов на многих карьерах не представляется возможным. Однако при наличии автосамосвалов хотя бы двух грузоподъемностей или при выборе их для вновь строящегося или реконструируемого предприятия это распределение будет наиболее целесообразным.
Основные требования, предъявляемые к автосамосвалам, работающим в средней и нижней зонах глубоких карьеров, приведены ниже.
Зоны применения автотранспорта в глубоких карьерах

Для выбора рационального типа автосамосвала по удельным приведенным затратам (в руб.) на транспортирование 1 т горной массы можно воспользоваться следующим выражением:
Зоны применения автотранспорта в глубоких карьерах

где W — объем перевозок горной массы автотранспортом, т; К1 — коэффициент списочного состава автотранспорта; C1 — стоимость автосамосвала, руб.; C2 — капитальные затраты на строительство автогаража на один списочный автосамосвал, руб.; К2 — коэффициент, учитывающий необходимое число машиномест в гараже для проведения ТО и TP; Ga — производительность автосамосвала, т/год; Сэ — затраты на строительство 1 км постоянных автодорог, руб.; Lп — протяженность постоянных карьерных автодорог, км; E — нормативный отраслевой коэффициент эффективности капитальных вложений; Ф — годовой фонд заработной платы в расчете на одного водителя, руб.; К3 — коэффициент списочного состава водителей; К4 — районный коэффициент; nсм — коэффициент, зачитывающий сменность работы автотранспорта; С4 — стоимость одной автомашины, руб.; np — число рейсов автосамосвала; Lн — нормативный пробег комплекта автошин в данной климатической зоне, км; C5 — стоимость гаражного хозяйства в расчете на один автомобиль, руб/машиноместо; Lг — годовой пробег автосамосвала, км; С6 — стоимость комплекта автошин, руб.; Ав — амортизационные отчисления на восстановление автосамосвалов; Ак.р — амортизационные отчисления на капитальный ремонт; С7 — удельные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт, руб./1000 км; Qт — годовой расход дизельного топлива по автопарку, т; Pт — стоимость 1 т дизельного топлива, руб.; С8 — стоимость 1 т смазочных материалов, руб.; С9 — затраты на содержание и ремонт 1 км постоянных автодорог, руб.; С10 — затраты на содержание и ремонт 1 км временных автодорог, руб.; Lз — протяженность забойных автодорог, км; Lo — протяженность отвальных автодорог, км; С11 — расходы на заработную плату водителей автосамосвалов, руб.; K5 — коэффициент, учитывающий процент накладных расходов от фонда заработной платы.
Добавлено Serxio 2-03-2017, 17:50 Просмотров: 608
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent