Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

Выбор вида транспорта для глубоких карьеров


Выбор вида транспорта при разработке глубоких карьеров — одна из наиболее важных задач при проектировании месторождения открытым способом. Сложность выбора заключается в том, что, как правило, для глубоких карьеров не бывает однозначного решения как при выборе вида транспорта, так и при определении эксплуатации месторождения. Основными положениями при решении этой задачи являются:
1) выбор вида карьерного транспорта для различных периодов (этапов) разработки месторождения;
2) выбор типа и расчет потребного числа оборудования для принятого вида карьерного транспорта;
3) установление параметров технологической схемы транспорта (выбор схемы расположения транспортных коммуникаций, уклонов, мест разгрузки и перегрузки при комбинированных видах транспорта, ширины дорог, числа путей и т. д.).
4) расчет технико-экономических показателей принятого вида транспорта.
Вид транспорта выбирается в определенной последовательности (рис. 2).
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

Современные методы выбора и оценки карьерного транспорта основаны на методе сравнения вариантов. Различные варианты карьерного транспорта сравниваются по себестоимости транспортирования и удельным капитальным затратам как при использовании данного вида карьерного транспорта, так и при использовании нескольких его видов. При этом наиболее рациональный вид транспорта выбирается в результате сравнения капитальных и эксплуатационных затрат не за расчетный год, а за некоторый период времени, называемый периодом оптимизации. Это обусловлено тем, что изменение показателей работы транспортного смежного с ним оборудования по мере развития горных работ неодинаково для разных видов транспорта.
Как изменяются показатели работы горнотранспортного оборудования с глубиной карьера, можно убедиться при рассмотрении двух основных видов транспорта, распространенных на карьерах: железнодорожного и автомобильного. Глубина разработки Н и сроки освоения горизонтов влияют на производительность одноковшовых экскаваторов при работе с железнодорожным транспортом (см. рис. 1).
При расчетах на ЭВМ иногда предпочтительнее пользоваться аналитическими зависимостями. Например, производительность экскаваторов (в т) при железнодорожном транспорте может быть определена по формуле
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

Qh,t — производительность экскаватора в t-м году на глубине h от расчетного горизонта (уступа); Q0 — производительность экскаватора на расчетном (нулевом) горизонте (расчетным принято называть тот горизонт, на котором еще возможна организация самостоятельного железнодорожного заезда с поверхности непосредственно к экскаватору); Кгл, Квр — коэффициенты, учитывающие влияние глубины карьера и сроков освоения горизонтов (Кгл = 0,94/0,5; Квр = 1,0/1,3) на производительность экскаваторов; h1, h2 — годовое понижение горных работ в 1-м и 2-м году, м; t2 — год разработки горизонта (уступа), считая с момента его вскрытия.
При железнодорожном транспорте коэффициенты Кгл и Квр, входящие в формулу (1), рекомендуется принимать: Кгл от 0,94 до 0,5; Квр от 1,0 до 1,3 (на 5-й год) и более.
При использовании железнодорожного транспорта в комбинации с автомобильным среднюю величину коэффициента Квр, учитывающего влияние времени эксплуатации карьера на изменение основных параметров и показателей работы транспорта на 5-й год эксплуатации, необходимо принимать до 1,45.
На действующих предприятиях влияние глубины карьера и сроков освоения новых горизонтов на производительность экскаваторов наиболее полно и точно может быть определено статистическим путем дифференцированно по горизонтам.
Коэффициенты Кгл и Квp могут быть использованы при укрупненных расчетах по следующим формулам:
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

где Пп и Пп' — показатели на прогнозируемой глубине карьера или на прогнозируемый период времени; Пд и Пд' — достигнутые показатели на данной глубине карьера или в текущий период времени.
В этих случаях определяются основные технико-экономические показатели только на один расчетный год, а для других лет они рассчитываются по приведенным формулам.
Технико-экономические показатели возможных к применению вариантов транспорта рассчитываются с помощью специально разработанных для основных видов транспорта алгоритмов и укрупненных стоимостных показателей. Выбор рационального вида и оптимальной совокупности параметров комбинированного транспорта осуществляется поэтапно по разработанным алгоритмам на ЭВМ или вручную. На каждом этапе учитывается определенная группа факторов.
К первой группе относятся факторы, учитывающие горнотехнические, геологические, геоморфологические условия и другие специфические особенности разработки месторождения. Характерной особенностью этой группы факторов является их независимость от рассматриваемых видов транспорта.
Ко второй группе относятся факторы, учитывающие техническую вооруженность, эксплуатационные параметры оборудования, а также перспективы технического прогресса отдельных видов транспорта.
К третьей группе относятся факторы, учитывающие технико-экономическую оценку сравнительной эффективности вариантов.
Основными критериями оценки сравнительной эффективности вариантов являются минимум приведенных затрат или максимум прибыли за период сопоставления (оптимизации) вариантов. Ввиду вероятностного характера транспортного процесса на карьере второй критерий оценки вариантов (максимум прибыли), как правило, удобнее применять при определении момента реконструкции и выборе новой технологической схемы комбинированного транспорта.
В общем виде критерий минимума приведенных затрат за период сопоставления можно записать следующим образом:
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

где T — последний год периода оптимизации; toi — год освоения проектной мощности по i-му варианту; Сit — приведенные эксплуатационные затраты по i-му варианту за период T1 = T - toi; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,12); Kit — приведенные капитальные затраты по i-му варианту.
Приведение эксплуатационных и капитальных затрат t-го года периода сопоставления к текущему моменту оценки осуществляется путем их деления на коэффициент приведения а к будущему моменту оценки — путем их умножения на этот коэффициент
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров

где — нормативный коэффициент эффективности для приведения разновременных затрат к моменту оценки (Ен.п = 0,08); t — число лет между моментом осуществления вложений и моментом, к которому они приводятся.
Годовые эксплуатационные затраты принимают как среднюю величину за ряд лет эксплуатации, начиная с t0-го года освоения проектной мощности предприятия. Различие в сроках строительства карьера по сравниваемым вариантам учитывается путем вычитания из капитальных затрат в вариантах с меньшим сроком строительства единовременного эффекта.
Различие вариантов по всем другим признакам (количество продукции, ее качество и др.) учитывается приведением вариантов в сопоставимый вид путем уравнивания эффекта.
Порядок выбора вида карьерного транспорта при проектировании следующий. Вначале на основе норм технологического проектирования и методов исследования режима горных работ прорабатываются вопросы вскрытия и порядка разработки и устанавливаются параметры системы разработки месторождения. Затем выбираются оптимальные параметры для каждого из рассматриваемых видов транспорта или их комбинаций и рассчитываются величины капитальных и эксплуатационных затрат для всех или нескольких (наиболее характерных) лет периода оптимизации. Каждый параметр выражается количественно. Для основных видов транспорта и основных их комбинаций существуют специальные алгоритмы, позволяющие получить все показатели вариантов на основании вводимых исходных данных.
При расчете оптимальной совокупности параметров транспорта на ЭВМ все исходные данные представляются в виде таблиц. В качестве критерия оценки сравнительной эффективности вариантов на этом этапе в алгоритмах используется минимум приведенных затрат. В процесс расчета выявляются закономерности изменения эксплуатационных показателей работы погрузочного и транспортного оборудования в динамике карьера.
При сравнении вариантов карьерного транспорта учитывается технический прогресс в развитии сравниваемых видов транспорта за период оптимизации. При этом расчеты выполняются для каждого года периода оптимизации. А при возможности графической интерполяции затрат расчеты производятся только для года сдачи карьера в эксплуатацию, года освоения карьером проектной мощности и последнего года периода оптимизации.
Период оптимизации зависит от производственной мощности и сроков проектирования карьера, строительства и освоения его проектной мощности. Для вновь строящихся карьеров годовой производственной мощностью по горной массе более 40 млн. т продолжительность периода оптимизации принимается равной 15—20 годам, меньшей производственной мощностью — 10—15 годам; для реконструируемых карьеров — соответственно 7—10 и 5—7 лет.
Принятие в качестве критерия минимума суммы текущих и капитальных затрат, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с действующим нормативным коэффициентом (Ен = 0,12), объясняется его объективностью и возможностью сопоставления разно родных факторов (деньги и время, деньги и технический прогресс).
При расчетах учитывается сопоставимость затрат и эффекта сравниваемых вариантов по следующим факторам: кругу предприятий и отраслей производства; времени затрат и получения эффекта; ценам, принятым для выражения затрат и эффекта; характеру затрат и экономического эффекта с точки зрения простого и расширенного воспроизводства; кругу затрат, входящих в объем капиталовложений; методами исчисления стоимостных показателей, используемых для расчетов эффективности и др.
Все сравниваемые варианты приводятся в сопоставимый вид по всем признакам (объему продукции, ее качеству, номенклатуре, срокам строительства и освоения проектной мощности и др.), кроме признака, эффективность которого определяется.
Условия применения основных и комбинированных видов транспорта, которые могут служить ориентиром при выборе транспорта для глубоких карьеров, представлены в табл. 6.
Выбор вида транспорта для глубоких карьеров
Добавлено Serxio 2-03-2017, 17:41 Просмотров: 740
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent