Габариты и очертание тоннельных обделок
Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Габариты и очертание тоннельных обделок

Габариты и очертание тоннельных обделок



Внутреннее очертание конструкции подземного сооружения проектируют с учетом заданных габарита проезда, строительных, эксплуатационных и экономических требований.
Габарит проездав поперечном сечении тоннеля — это предельное очертание пространства, предназначенного для движения транспорта и пешеходов, внутрь которого не должны входить никакие элементы конструкций и оборудования тоннеля, с учетом неточностей проходки и возведения обделок.
Техническими условиями на проектирование искусственных сооружений на автомобильных дорогах предусмотрены специальные габариты для автодорожных тоннелей (рис. III.I, а). Основную характеристику габарита (Г), т. е. ширину проезжей части, принимают равной 7 или 8 м. Этот параметр устанавливают в зависимости от категории дороги, рода транспорта, длины тоннеля и местных условий. Ширина полосы проезда принята для дорог I и II категорий 3,75 м, для III категории — 3,5 м и для IV категории — 3,0 м. Чтобы исключить возможность ударов кузовов автомобилей о стены тоннеля, устраивают с обеих сторон проезжей части защитные полосы шириной и высотой 0,25 м, а для обеспечения безопасности обслуживающего персонала — односторонний тротуар шириной 1,0 м.
Недостаток принятых габаритов — низкое расположение тротуара относительно проезжей части. Для обеспечения большей безопасности движения с интенсивностью более 1000 пешеходов в час при назначении поперечного сечения автодорожных тоннелей пользуются уширенным габаритом, в котором предусмотрено применение двух тротуаров шириной по 1,0 м (рис. III.I, б). В этом случае при сводчатом очертании тоннелей остается неиспользованной значительная часть площади поперечного сечения тоннеля. Более рационально используют площадь поперечного сечения тоннелей, имеющих каналы для искусственной вентиляции.
Габариты и очертание тоннельных обделок

Автодорожные тоннели сооружают и тогда, когда возможен их объезд негабаритным транспортным составом и, наоборот, когда необходимо предусмотреть пропуск через тоннели подвижного транспорта со специальными габаритами. В таких случаях необходимые габариты проезда нужно устанавливать при разработке подробных технических условий для проектируемого объекта с учетом требований СНиП П-Д.5-62, п. 27.
При установлении специальных габаритов автодорожных тоннелей нужно учитывать следующие положения:
1) достаточно далекую перспективу увеличения габаритных размеров транспортных и специальных средств;
2) более полное использование поперечного сечения тоннелей с учетом сводчатого характера его очертания;
3) массовое пешеходное движение нужно выносить в специальное отделение или в особый пешеходный тоннель;
4) служебные тротуары нужно поднимать на достаточную высоту над уровнем проезжей части и ограждать от нее перилами;
5) возможность проезда подвижного состава с повышенными, габаритами при ограничении движения;
6) исключение возможности ударов подвижного состава о стены тоннеля, об ограждение тротуара и внутреннее оборудование тоннеля;
7) возможность срочного ремонта в тоннеле автомобилей с учетом необходимой подъемки их на домкратах (ремонтные камеры).
За исходные параметры специальных тоннельных габаритов нужно принимать максимальные размеры груза, возможного к перевозке по железным дорогам и поставленного на трайлер, а в качестве габарита подвижного состава массового обращения — габарит автомобиля с контейнером.
Габариты городских транспортных тоннелей должны соответствовать наибольшим размерам намечаемых на перспективу транспортных единиц. Так, в случаях, когда тоннель предназначен для трамвайного или троллейбусного движения, габарит по высоте дол жен обеспечивать надлежащие условия для подвески контактного провода. Расстояние провода от конструкции должно быть не менее 0,20 м, а наименьшая высота его подвески для трамваев и одноэтажных троллейбусов 4,20 м, для двухэтажных троллейбусов 5,25 м от уровня полотна дороги. В специальных тоннелях для пешеходного движения следует применять габариты по ширине не менее 3,0 л и по высоте не менее 2,3 м до низа ребер перекрытия.
Все приведенные выше габариты даны для тоннельных участков дороги, расположенных на прямой. Если тоннельные участки расположены на кривых радиусом 700 м и менее, то в зависимости от радиуса кривой и скорости движения нужно предусматривать соответствующее уширение проезжей части, бордюрной полосы и габарита проезда. В двухполосных тоннелях, расположенных на кривых, необходимо уширение междупутья, как и для открытых участков дороги. При определении размера уширения отверстия должны быть также учтены условия видимости, предъявляемые к данной дороге. Согласно нормам для двухполосных тоннелей величину уширения принимают в зависимости от величины радиуса кривой:
Габариты и очертание тоннельных обделок

При устройстве в тоннелях виражей на кривой габаритом должен быть учтен поперечный уклон в сечении, соответствующий проезжей части.
На городских дорогах, а также на магистральных дорогах I технической категории возникает необходимость устройства тоннелей с числом полос движения более двух. На городских магистралях с принудительным регулированием движения на перекрестках количество полос движения в тоннелях может быть меньшим, чем на магистрали. Для назначения числа полос движения можно руководствоваться приближенными нормативами. Так, в четырехполосных тоннелях ширину проезжей части принимают 2Г + С, где С — ширина разделительной полосы (не менее 1200 мм).
При большом количестве движущихся автомобилей в общем потоке движения рекомендуется для каждого направления назначить минимум две полосы; обгон в тоннеле с выездом из ряда не допускается. Размещение требуемого количества полос движения может быть осуществлено в одном или в двух раздельных для каждого направления тоннелях. К размещению в одном тоннеле обычно прибегают в следующих случаях:
1) при сооружении тоннеля комбинированного назначения, когда возникает необходимость устройства широкой проезжей части и полного использования всего сечения тоннеля;
2) в тоннелях неглубокого заложения и, в частности, при устройстве их на перекрестках;
3) в коротких тоннелях, служащих неизменным по ширине продолжением моста или дороги.
Ho и в этих случаях для лучшей вентиляции (за счет движения) целесообразно устройство параллельных тоннелей с раздельным движением.
Может возникнуть необходимость устройства тоннеля для совмещенного в одном уровне автомобильного и однопутного или двухпутного железнодорожного движения. В последнем случае тоннель сооружают по габариту двухпутного железнодорожного тоннеля с увеличением его на ширину тротуара. При однопутном железнодорожном движении ширину тоннеля назначают по условию размещения проезжей части и тротуаров, а высоту — с учетом вписывания железнодорожного габарита С при принятом размещении оси пути относительно оси тоннеля.
Строительные требования предусматривают обеспечение минимальных размеров выработки породы и затрат строительных материалов с учетом геологических и гидрогеологических условий, глубины заложения и намечаемых методов строительных работ.
По условиям статической работы обделкам тоннелей из материалов, хорошо работающих на сжатие, придают очертание приблизительно по кривой давления от действующих на обделку нагрузок. Эти соображения имеют особое значение для случаев расположений тоннелей в рыхлых, легко уплотняющихся породах, в которых нельзя ожидать появления сколько-нибудь значительного отпора пород. В породах, оказывающих боковое горное давление, стенам тоннеля придают криволинейное очертание, направленное выпуклостью в сторону породы, что способствует лучшему вписыванию кривой давления в рабочее сечение обделки.
В крепких (неводоносных) породах можно свободнее, чем в мягких, выбирать форму внутреннего очертания тоннеля, не опасаясь растягивающих напряжений в обделке, и принимать, в частности, форму поперечного сечения, приближающуюся к принятому габариту с прямыми стенками. Такое решение возможно потому, что в крепких породах при упругой деформации обделки возникает значительный отпор, снижающий величину изгибающих моментов. При наличии в горном массиве грунтовых вод обделкам тоннелей придают замкнутое очертание и в случае гидростатического напора — очертание круга.
На очертание тоннельной обделки оказывают влияние также применяемые строительные материалы и способы работ. Так, при небольшой глубине заложения тоннелей, сооружаемых открытым способом, их поперечному сечению придают прямоугольное очертание, а при глубоком заложении и щитовом способе сооружения — круговое очертание. Внутреннее очертание обделки принимают, как правило, одинаковым на всем протяжении прямых участков профиля. Изменение внутреннего очертания допускают в случаях необходимости значительного усиления обделки при резком возрастании нагрузок.
Эксплуатационные требования предусматривают размещение в тоннеле вентиляционных каналов, электрокабелей, труб, устройств для освещения и сигнализации и т. п. Большое выделение вредных газов при интенсивном движении вызывает необходимость устройства раздельных вентиляционных каналов большого поперечного сечения для подачи свежего и отвода отработавшего воздуха. С учетом эксплуатационных устройств форму и размеры поперечного сечения тоннелей соответственно видоизменяют.
Экономические требования — решающий фактор, имеющий важное народнохозяйственное значение. Решая вопрос рационального очертания обделки, стремятся не допускать никаких излишеств в площади поперечного сечения тоннеля, так как с ее увеличением растут объемы и стоимость. Таким образом, вместе с удовлетворением всех строительных и эксплуатационных требований должны быть соблюдены и требования экономической целесообразности.
Добавлено Serxio 28-01-2016, 14:38 Просмотров: 22 216
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent