Задачи вентиляции в автодорожных тоннелях
При движении автомобилей их двигатели выделяют тепло и продукты сгорания топлива (выхлопные газы), в составе которых находится углекислый газ (CO2), окись углерода (CO), метан (СН4), непредельные углеводороды, альдегиды и ряд других составляющих (азот, кислород, водород и т. д.), а также сажа и пары горючего и масла. Другими источниками тепла в тоннелях служат работающие установки, освещение и находящиеся в тоннелях люди. На баланс тепла существенное влияние оказывает теплообмен между воздухом тоннеля и окружающими его породами. В некоторых случаях в тоннелях могут выделяться подземные газы. Задачей вентиляции (проветривания) тоннелей является обеспечение такого обмена в них воздуха, при котором: 1) снижается концентрация вредных газов до пределов, не представляющих опасности для здоровья людей; 2) уменьшается до приемлемых размеров перепад между температурой воздуха внутри и вне тоннеля; 3) устраняется задымление, влияющее на видимость в тоннеле. Решение этих задач для тоннелей довольно сложно. Обезвреживание выхлопных газов до выхода их в атмосферу имеет большое значение для автодорожных тоннелей. Как показали многочисленные исследования, окись углерода — опасная составляющая воздуха из-за высокой токсичности и довольно значительного ее содержания в выхлопных газах. В случае, если за счет проветривания достигают уменьшения до допустимых пределов содержания в воздухе тоннеля CO, одновременно происходит обезвреживание и таких опасных для здоровья составляющих выхлопных газов, как ненасыщенные и непредельные углеводороды и альдегиды. Кроме того, происходит настолько значительное уменьшение задымления тоннеля, что обеспечивается нормальная видимость при движении в нем. Таким образом, основным газом, по которому следует определять потребный объем вентиляции, является окись углерода (CO). Так как воздуху тоннеля сообщается значительное количество тепла, что может оказаться непригодным для длительного пребывания в нем людей, то объем вентиляции должен быть достаточным и для обеспечения благоприятного температурного режима в тоннеле, такое обстоятельство может оказаться решающим. Поэтому всегда обязателен поверочный расчет вентиляции по тепловыделениям. Сложность вентиляции автодорожных тоннелей находится в зависимости от их длины и интенсивности движения. Для перемещения и распределения по длине тоннеля больших объемов воздуха иногда приходится занимать для вентиляционных каналов часть его поперечного сечения, строить целую систему подводящих каналов и установок. Затраты средств на вентиляцию автодорожных тоннелей составляют 10—30% стоимости всего сооружения. Поэтому вопросы вентиляции необходимо своевременно и правильно решать в комплексе задач проектирования тоннеля в целом. В частности, вентиляция может оказать существенное влияние на выбор трассы тоннеля, назначение его поперечного сечения, а наличие дополнительных входов — на организацию работ по проходке тоннеля. Для исключения вредного влияния газов и, следовательно, снижения затрат на вентиляции в отдельных случаях рационален переход на электрическую тягу для перемещения по длинному тоннелю автомобилей с выключенными двигателями на специальном подвижном составе. |
Добавлено Serxio 28-01-2016, 06:47 Просмотров: 1 373