Войти  |  Регистрация
Авторизация
» » Требования к плану и продольному профилю тоннелей

Требования к плану и продольному профилю тоннелей


Тоннели в плане могут быть расположены как на прямых участках, так и на кривых, а также на сочетаниях прямых и кривых. При расположении на кривой с углом поворота больше 180° тоннель называется петлевым, ас углом поворота в 360° — спиральным, когда два поперечных концевых сечения тоннеля пересекаются друг с другом в плане в разных уровнях.
Основные нормативы, установленные для открытых участков дороги, по элементам кривых и их взаимному сопряжению обязательны и для тоннельных участков, а ряд дополнительных требований учитывают специфику движения транспорта в тоннелях.
План тоннельной трассы должен удовлетворять требованиям эксплуатации на отдаленную перспективу без необходимости реконструкции тоннелей. Поэтому нежелательно располагать тоннели на кривых. Однако на участках, где естественный уклон местности но намеченному направлению трассы больше руководящего уклона, могут оказаться рациональными тоннели на кривых с развитием трассы как на одном склоне главной долины, так и с использованием боковых долин. При этом для одиночной или двойной спирали тоннеля максимально допустимый уклон должен быть не более 30%о- Применение кривых может быть вызвано также геологическими особенностями района, экономической целесообразностью всей трассы в целом и другими соображениями.
Рассматривая технико-экономические показатели тоннелей на кривых, нужно иметь в виду следующие особенности:
1) кривые уменьшают видимость в тоннеле в большей степени, чем на открытых участках дороги, вследствие ограничения проезжей части вертикальными стенками;
2) виражи и специальные уширения проезжей части обычно требуют на таких участках увеличения сечения тоннеля, что усложняет производство работ и повышает стоимость тоннеля;
3) увеличение радиуса кривой в тоннеле часто приводит к удлинению трассы, но сокращает общую длину дороги;
4) кривые, особенно при большой величине угла поворота, ухудшают условия продольной вентиляции в тоннеле.
Величину минимального радиуса на дороге назначают исходя из условий обеспечения необходимых видимости в плане, устойчивости автомобиля против бокового скольжения (заноса) и плавности движения. Величина минимального радиуса по условиям видимости приближенно равна
Требования к плану и продольному профилю тоннелей

где S — расстояние видимости (рис. 1.3);
b1 — расстояние от оси полосы проезда до ближайшей стены.
На величину S благоприятно влияют улучшенные условия сцепления колеса с дорожным покрытием. Коэффициент сцепления φ1 при расчете длины тормозного пути может быть принят для внутренних участков тоннеля равным 0,38—0,47 Расстояние b1 от оси проезда весьма ограничено и составляет со стороны тротуара 2,45 м, а с противоположной 1,70 м (см. рис. 1.3).
Требования к плану и продольному профилю тоннелей

Устойчивость автомобиля на кривых в тоннелях за счет повышения коэффициента бокового скольжения также выше. Радиус кривой, определяемый этим условием,
Требования к плану и продольному профилю тоннелей

Полученные значения радиусов по указанным двум условиям являются минимальными, и их следует применять лишь в трудных случаях. Как правило, в автодорожных тоннелях целесообразно назначать радиусы, рекомендуемые по ТУ. Согласно требованиям Строительных норм и правил (СНиП), радиус кривых в тоннелях должен быть не менее 250 м. Радиусы определяют по условиям плавности движения с заданной расчетной скоростью. Требуемое уширение двухполосной проезжей части принимают в зависимости от величины радиуса кривых в пределах 0,4—0,6 м.
В целях упрощения строительных работ следует избегать совпадения переломов профиля с горизонтальными кривыми в плане.
В городских транспортных тоннелях необходимо применять виражи на скоростных дорогах при R<2000 м, на магистральных улицах общегородского значения при R<1200 м и на магистральных улицах районного значения при R<800 м (см. СНиП Н-Д. 5.62.).
Проектируя продольный профиль тоннелей (рис. 1.4), нужно учитывать следующие факторы:
1) развитие трассы дороги на подходах к тоннелям, определяющее в свою очередь высоту и план расположения входов в тоннель;
2) геологические и гидрогеологические особенности прорезаемого массива;
3) эксплуатационные требования.
Требования к плану и продольному профилю тоннелей

Горным тоннелям, служащим для развития линии, придают односкатный продольный профиль, который может иметь прямолинейное (см. рис. 1.4) или ломаное очертание. Перевальные, подводные .и городские тоннели имеют двухскатный продольный профиль, В горных тоннелях водоотвод обеспечивают направлением скатов к входным участкам, а в подводных тоннелях — искусственной перекачкой (см. рис. 1.4).
Входы перевальных тоннелей могут быть расположены как на одном, так и на разных уровнях в зависимости от условий подъема трассы к перевалу с обеих сторон от него; соответственно определяют положение переломной площадки внутри массива.
При выборе односкатного или двухскатного продольного профиля тоннеля необходимо руководствоваться не только тем или иным его расположением на трассе, но также степенью водонасыщенности пересекаемого массива и условиями эксплуатационной вентиляции.
В тоннелях с односкатным продольным профилем более благоприятны условия для естественной и искусственной вентиляции, а с двухскатным — для отвода воды. Последнее обстоятельство имеет весьма существенное значение, главным образом, для производства работ, так как при проходке одновременно с обоих концов двухскатного тоннеля будет обеспечен естественный отвод воды в двух направлениях. В односкатных тоннелях при проходке под уклон необходима непрерывная перекачка, вызывающая значительные затруднения и соответственное удорожание работ. Горные тоннели длиной до 300 м нужно проектировать односкатными.
Добавлено Serxio 28-01-2016, 06:22 Просмотров: 1 780
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent