Общие положения о проектировании автодорожных тоннелей в плане и профиле
При проектировании автодорожных тоннелей необходимо учитывать длительность срока их службы и трудность реконструкции. Условия безопасности и комфортабельности движения транспорта в тоннелях, как правило, должны быть такими же, как и на открытых участках данной дороги. Поэтому к проектированию тоннелей подходят с повышенными требованиями и с учетом особых факторов, которыми являются: 1) наличие дополнительного воздушного сопротивления движению в тоннеле; 2) большее сцепление колес автомобиля с полотном дороги в условиях защищенности (при определенных условиях) внутренних участков длинных тоннелей от проникновения атмосферных осадков; 3) возможность появления конденсационной влаги и местных течей; 4) ограничение видимости на кривых из-за наличия вертикальных боковых стен тоннеля; 5) отсутствие обгона и встречного движения по одной полосе (кроме однополосных тоннелей с разъездами) При оценке технико-экономических показателей вариантов трассы тоннелей следует учитывать способ обеспечения вентиляции. С увеличением уклонов быстро увеличивается количество ядовитых газов, выделяемых автомобилями. Поэтому характер плана и продольного профиля тоннелей существенно влияет на естественную вентиляцию, действие которой заметно ослабевает при расположении тоннелей на кривых. Усиление теплового напора за счет увеличения разности отметок порталов обычно не компенсирует увеличения объема выделяемых при этом ядовитых газов в тоннеле, Техническая категория подземных участков дорог должна быть не меньшей, чем открытых участков. Нужно учитывать большую долговечность тоннелей и трудность их переустройства для удовлетворения перспективной повышенной интенсивности движения. |