Морозостойкость бетона
Морозостойкость имеет важное значение для бетонов, работающих на открытом воздухе - дорожных покрытий, мостов, плотин, ограждающих конструкций зданий. Чем более морозостоек бетон, тем он долговечнее. Известно, что плотность льда ниже, а его объем больше соответствующих показателей воды, из которой лед образуется. Поэтому разрушение бетона при его замораживании может быть обусловлено двумя причинами: кристаллизацией льда в порах и давлением на стенки пор, а также давлением воды в мелких порах и капиллярах, которая замерзает при относительно низкой температуре. Если уровень возникающих при этом напряжений превысит прочность бетона при растяжении, то последний постепенно разрушается. Особенно опасно разрушение бетона в раннем возрасте (первые сутки). С повышением прочности бетона уменьшается отрицательное воздействие замораживания. Прочность сухого бетона при замораживании изменяется незначительно, поэтому изоляция бетонных конструкций от воды, например путем нанесения на поверхность водонепроницаемых покрытий, повышает долговечность бетона. Морозостойкость бетона зависит от его структуры, типа и минерального состава цемента, морозостойкости заполнителей и плотности бетона в целом. Важное значение имеют размеры и характер пор в бетоне. Наиболее неблагоприятное влияние на морозостойкость оказывают капиллярные поры. Эффективным способом повышения морозостойкости является введение поверхностно-активных, воздухововлекающих добавок, которые образуют резервный объем мелких условно-замкнутых пор в цементном камне, смягчающих действие внутреннего давления и понижающих уровень напряжений в бетоне при замораживании. По морозостойкости бетоны подразделяют на марки F50, F75, F100, F150, F200, F300, F400, F500, F600, F800, F1000, где 50, 75... - число циклов замораживания, при котором снижение прочности и изменение массы образцов не превышают 25 и 5 % соответственно. Марка назначается в зависимости от условий работы бетона. |